Презентация экология в физическом воспитании детей. Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения. Этапы реализации проекта

  • 12.05.2022

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А.Сухомлинский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система экологического воспитания детей в детском саду» Воспитатель МДОУ д/с№11 Толстун Ю.А. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. задачи -формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); -развитие познавательного интереса к миру природы; -воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. Цели проектной деятельности -развитие экологической воспитанности дошкольников. -формирование основ экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения,бережного отношения и любви к природе. -формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни. Предмет изучения Особенности системы экологического воспитания в детском саду. АКТУАЛЬНОСТЬ Заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.Экологическое воспитание приобретает громадное значение. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Этой проблемой занимались Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. При построении системы работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ особое внимание уделяется следующим основным направлениям: Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игрыпутешествия. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи (краеведческий музей); проведение опытов, наблюдений. В каждой возрастной группе используется следующая система работы с детьми: посезонное планирование занятий; создание эколого - развивающей среды (уголки природы); организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе); чтение художественной литературы; совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.); выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»); игровая деятельность, как основная форма деятельности детей; экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность, закаливание, экологопсихологический тренинг); создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.). Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов.Считаю,что эти сведения следует предоставлять в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Таким образом, формы и методы работы с детьми я использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, аудиозаписи. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс стараюсь организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам на темы: «Путешествие в лес», «В гостях у Гриба – Лесовика». Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводили музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я стараюсь значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Совместно с родителями и воспитанниками проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей. Проанализировав проводимую в плане экологии работу, могу сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Доподлинно известно, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. План-конспект дня Тема недели: «Грибы» Возрастная группа: средняя дни неде ли Непосредственная образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы”. Игровая ситуация «Вот они - грибы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”(чтение худож.лит-ры). Аудирование «Звуки природы» (пение птиц). Отгадывание загадок (коммуник.). П / и игра “Съедобные – несъедобные»(игра проводится с мячом в кругу) (физич. культура,коммуник.) Приоритетны е образователь ные области Безопаснос ть и социализа четв ция ерг Индивидуа льная непосредст венно образовате льная деятельнос ть детей Д/и«Найди и назови» Работа по интересам и затруднени ям. Организа ция разв. среды для самостоя т.дея-ти детей Взаимод. с родит. /социал.п артнерам и В уголке природы: предметн ые картинки с изображе нием съедобн ых и несъедоб ных грибов. Изготовле ние «Грибной полянки» совместно с родителя ми из природног о материал а. Консульта ция «Осторож но, грибы!» Список литературы Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ..-В.:Издательство «Учитель»,2006г. Кондратьева Н.И.,Шиленок Т.А.Программа экологического образования детей «Мы»-СПб.:«Детство-Пресс»2000г. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.-В.: Т.Ц.(Учитель), 2002г. Молодова Л.П.Экологические праздники для детей.Издательство (Асар),1999г. Вахрушев А.А.Здравствуй,мир.-М.:»Баласс»,2003г. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию.-СПб.: «Детство-пресс»,2003г. Молодова Л.П.Игровые экологические занятия с детьми.-М.: «Асар»,1999г. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.– С-Пб.: Детство-пресс, 2003г. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитив­ ное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен заклады­ваться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необ­ходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегри­рованного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольни­ков. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельнос­ ти. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МБДОУ «Светлячок» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая

на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Экологиче­ ское образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхатель­ной, пальчиковой, корригирующей); обуче­ние детей элементарным приёмам самомас­ сажа; закаливание; профилактика плоско­стопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредст­вом постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т.п.);

2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.);

3. Подвижные игры («Охота на песца», «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Полярная сова», «Цветы и ветерки» и т.п.);

4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручейки и озера», «Эстафета юного туриста» и др.);

5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.)

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».

Также в нашем детском саду проводятся занятия - прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых - знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; Дни здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

Взаимодействовать с окружающей сре­дой (лес, растения, речка ) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортив­ная площадка, физкультурные уголки в груп­пах, оснащённые различным спортивным инвентарём) . При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

Итак, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности - физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье. Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.

Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста

Трефилова А.Н., инструктор по ФК, первая квалификационная категория
Межмуниципальный семинар
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»,
МБДОУ № 7, Апатиты, 2011 г.


Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Невозможно представить себе занятие по физической культуре без использования элементов экологии.
Цель интегрированных занятий по физической культуре направлена на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи физического воспитания
1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре
2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей
3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями
Задачи экологического воспитания
1. Формирование экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе
2. Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром
3. Воспитание гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированных личного опыта и эмоциональных переживаний

Интегрированные занятия - это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Подбор физических упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями.
Содержание методики составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Это такие упражнения, как «Гора», «С кочки на кочку», «Мельница» и т.д. При этом предусматривается использование образных названий.
Упражнения на дыхание: «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова» и т.д.
Использование приемов имитации и подражания: «Кошечка», «Лошадки», «Гуси», взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе.
Так же подобрана серия картинок на подражание голосам зверей, птиц. Например:
Кукушка кукует ку-ку, ку-ку,
Голубь воркует гур-гур, гур-гур,
Петух зорюет ку-ка-ре-ку,
Филин кричит в ночи ух-ух,
А рыба молчит ни гу-гу!
Формы работы
В нашем дошкольном учреждении мы постарались создать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребёнка. Оборудован физкультурный зал с достаточным количеством инвентаря и пособий. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим, с использованием различных форм работы с детьми.
Проводим:
1. Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе, с включением в комплекс упражнений с двойным функциональным назначением (общеразвивающим и коррекционным):
- Традиционное занятие, состоящее из водно-подготовительной, основной и заключительной частей;
- Круговая тренировка;
- Игровое занятие;
- Занятие по сказочному сюжету;
- Занятие на свободное творчество;
- Занятие-соревнование;
- Серия занятий «Забочусь о своём здоровье»;
- Прогулки-походы;
2. Плавание и игры в бассейне.
3. Подвижные игры.
4. Оздоровительную гимнастику.
5. Спортивные праздники и развлечения и т.д.
При проведении занятий использую элементы массажа, самомассажа, логоритмическую гимнастику М.Ю. Картушиной, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
В работе с детьми использую следующие физкультурные пособия:
индивидуальные коврики;
гимнастическая стенка для формирования навыка правильной осанки;
мячи резиновые;
косички, палочки;
мешочки с грузом в виде божьих коровок;
массажные мячи, шары;
дорожки ребристые;
змея «Питоша»;
дорожка здоровья;
Имеются пособия для профилактики плоскостопия: поролоновая дорожка, «Месяц и звёзды», «Цветы», «Морские жители», «Грибочки» и т.д.
Приёмы
1. Хождение босиком;
2. Использование нестандартного оборудования;
3. Использование художественного слова;
4. Использование музыкального сопровождения;
Всё это способствует активизации детей на занятии, тем самым появляется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.
Игры и упражнения
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в группе, на прогулке. Вместе с воспитателями согласовывают свою работу по физической и экологической подготовке детей. Часть занятий, проводимых воспитателями, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который будет предложен детям. Двигательный опыт, который дети накопили с инструктором, затем используется воспитателем в различных режимных моментах. Так в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой и бегом в умеренном темпе, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. В заключительной части занятия проводятся упражнения и подвижные игры и наконец занятие завершается ходьбой в умеренном темпе или упражнениями на релаксацию.
Наши праздники
Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а так же сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношения «человек-природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
Так в нашем дошкольном учреждении традиционно проводится праздник «Встреча солнца», «День Земли». Дети участвуют в викторине, посвященной особенностям климата и жизни коренных народов Крайнего Севера, выполняют имитационные упражнения «Олень», «Полярная сова», «Ловкий песец», играют в подвижные игры «Построй чум», «Поймай своего оленя», «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».
Наши походы
В нашем дошкольном учреждении разработаны экологические тропы. Это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В начале года вместе с воспитателем намечаем, рисуя карту, несколько маршрутов. При этом детей знакомим со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяженность каждого маршрута до 3-4 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый до 500-600 метров для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и наконец дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой. Это занятие позволяет не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег - универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.
В летний период часто ходим на полюбившуюся детям поляну. Играем в подвижные игры, поём песни под аккордеон и просто любуемся окружающей природой. В конце проводится акция «Чистая поляна», дети складывают мусор в пакеты. Зимой проводим поход, как пеший, так и на лыжах. Часто в пути встречаются белки, сороки, вместе с детьми наблюдаем за их внешним видом и забавным поведением.
Работа с родителями
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребёнок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться ему в жизни. Поэтому огромную роль отвожу работе с родителями. В групповых родительских уголках оформлены папки-передвижки: «Дыши правильно», «Весёлые ножки», «Физкультура вместе с папой и мамой» и т.д. Фоторепортажи с проведения праздников, походов и т.д.
Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Осуществляется комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Литература
1. Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рамках региональных программ "Образование и здоровье" // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (17-20 апр. 2001 года, Мурманск) /Под общ. ред. Е.М. Лапицкой. Мурманск, 2001, с. 13.
2. Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" //Дошкольное воспитание. 2000, № 5, с. 145 - 148.
3. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11 -
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.

Cлайд 1

Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания» Автор проекта: Чернышева Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»; С. Татаново, Тамбовский район, Тамбовская область.

Cлайд 2

Актуальность: Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, средство самовыражения ребёнка. Способствует развитию познавательных интересов. Обострение экологической проблемы в стране, необходимость формирования у детей экологического сознания.

Cлайд 3

Цель: доказать: метод игры – наиболее эффективен в экологическом воспитании дошкольника

Cлайд 4

Задачи: РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЯВЛЕНИМИ ПРИРОДЫ; ФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ; ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ (РАСТЕНИЯМ, ЖИВОТНЫМ); ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ИНТЕРЕС И ЗАБОТЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСТИТЕЛЬНОМУ МИРУ; УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

Cлайд 5

Противоречия: Между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей Между знаниями детей и их применением.

Cлайд 6

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться у детей прочных знаний и устойчивых правил поведения в природе. Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Cлайд 7

Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры как основного метода формирования экологических ЗУН дошкольников.

Cлайд 8

Научно-методические обоснования актуальности темы: Первый аспект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Cлайд 9

Второй аспект Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева

Cлайд 10

Этапы проекта: подготовительный этап: (1 месяц) Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта. Подбор методической литературы, иллюстративного материала, пособий, игрушек, атрибутов по данной теме. Составление списка необходимого оборудования (фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор) Разработка диагностического инструментария для определения уровня знаний, умений, навыков детей по экологии. Проведение первоначальной диагностики. Составление перспективного плана.

Cлайд 11

Основной этап (7 месяцев) Создание развивающей экологической среды Работа с детьми Работа с родителями

Cлайд 12

Предметно- развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини – огород Коллекция семян Игры экологические Мини- лаборатория Игрушки- аналоги, муляжи

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

ИГРА Игры С правилами ИОС с литературными персонажами Сюжетно – ролевая игра ИОС с игрушками- аналогами ИОС типа путешествий Работа с детьми

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Участие в утренниках Наглядная информация Родительские собрания Индивидуальные беседы, консультации Привлечение к оформлению предметной среды Работа с родителями

Cлайд 21

Заключительный этап (1 месяц) Мультимедийная презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете Организация совместной с родителями выставки «Природа и фантазия» Организация выставки дидактических игр в методическом кабинете с природоведческим содержанием Контрольный срез. Подведение итогов

Cлайд 22

Результаты исследования: При ознакомлении детей с природой посредством игровой деятельности происходит формирование представлений о многообразии растительного мира; многообразие и широкий спектр игр природоведческого характера помогают детям приобретать навыки заботливого и бережного отношения к обитателям природы, навыки ухода за ними; у детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры; дети стали доброжелательными, научились работать совместно.

Cлайд 23

Оценка результата Для диагностики уровня ЗУН использовался метод индивидуальной беседы (по С.Н.Николаевой), который включает в себя 3 части: Первая – представление ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Вторая – изучение представление о свойствах целостного живого организма: его потребность в условиях среды, состоянии. Третья – о приспособлении живых существ к различным средам обитания. В итоге выделены следующие критерии: представления о сезонных изменениях, представления о домашних и диких животных, знание деревьев, кустарников, овощей, фруктов, умение называть окружающие предметы, их свойства и назначение, бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными, знание о правилах поведения в природе, знание экологических игр.

Надежда Николаевна Шубина)
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе.

3-сл. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое. Воспитание экологической культуры дошкольников многоплановый , многоструктурный процесс.

4-сл. Приступая работать по этой теме мы поставили перед собой цель :

5-сл. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи вы видите их на экране.

6 сл. В результате своей работы, мы хотим показать детям, что человек - это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее.

7 сл. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания , то аспекты работы с этим компонентом регулируются :

Законом Российской Федерации «Об образовании» ;

Федеральным законом РФ «Об окружающей среды» ;

8 сл. Формы работы, которые мы использовали для достижения наших целей в экологическом воспитании наших воспитанников , вы видите на экране.

9сл. Экологическое воспитание детей в детском саду реализуется через пять направлений : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

10сл. Познавательное развитие это неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольника . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

11сл. Экологическое воспитание формирует речь ребенка. Красота родной природы на прогулке, не оставляет детей равнодушными. Они рассказывают о том, что видят, что чувствуют, тем самым обогащается словарь ребенка. Чтение художественной литературы о природе, заставляет ребенка, не только развивает память и мышление, но и затрагивает эмоциональные струны души.

12 сл. Социально-коммуникативное развитие также тесно связанно с экологией . Так как, это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. А так же, посредством ухода за растениями, кормлением птиц в холодный период времени, сбора природного материала для занятий, игр, развлечений.

13сл. Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры так же проходит через художественно-эстетическое развитие. А художественно-эстетическое воспитание , со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, чтение художественной литературы и развлечения на экологическую тематику , также как и реальная природа, служит важнейшим средством познания окружающего мира.

14сл. Физическое развитие также непосредственно связано с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, так и пониманием ценности жизни и здоровья ребенка.

15 сл. За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю , но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они стараются направлять, помогать с поиском информации, материалов для нашей работы. И, конечно же, участвуют в ней.

16 сл. Завершая презентацию , позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

17сл. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в социально-ре - абилитационном центре для несовершеннолетних "Тополек".

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ. Экологическая акция-конкурс «Чистая весна-2017» Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017»Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ» Цель работы – на основании теоретического.

Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека и природы превратилось сегодня в одну из самых тревожных проблем человечества. Экологический кризис, поразивший.