«Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» - методические рекомендации. Летняя оздоровительная компания Родителям о летней оздоровительной работе в доу

  • 04.01.2024

Никитина Ольга Серафимовна – Старший воспитатель МАДОУ №38 г. Томск
Дата поступления работы на конкурс: 13.07.17г.

Консультация для воспитателей

«Организация работы в ДОУ в летний период»

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика,
  • физкультурные занятия,
  • элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
  • закаливающие процедуры,
  • совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
  • прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими; комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

Художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

Совместная изодеятельность детей и взрослых;

Занятия по интересам;

Самостоятельная изобразительная деятельность;

Организация выставок детских работ;

Проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:

«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Цель : Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.

3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.

4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.

Направление образовательных областей

«Физическое развитие»:

  • Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
  • Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
  • Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
  • Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
  • Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
  • Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
  • Поддерживать инициативу детей в импровизации.
  • Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
  • Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
  • Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
  • Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
  • Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

«Познавательное развитие»:

  • Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Развивать игровую деятельность воспитанников;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
  • Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
  • Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

«Речевое развитие»

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
  • Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
  • Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
  • Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

В помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений

при организации летнего оздоровительного отдыха

Цель:

Создание максимально эффективных условий, способствующих оздоровлению детей, полному удовлетворению растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движения в летний период

1.Задачи

Задачи

Индикаторы достижения

Формы решения

1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

1. Разработать пакет документов, регламентирующих организацию жизнедеятельности детей в летний период (циклограмма НОД, режимы дня, двигательной активности, система закаливания).

3. Создать условия для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на участках групп.

Инструктаж по охране и здоровья детей.

Консультации:

    Санитарно - эпидемиологический режим в детском саду в летнее время

    Профилактика солнечного и теплового удара у детей

    Профилактика желудочно - кишечных заболеваний

    Организация закаливания в летний период

    Особенности планирования воспитательно - образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС

    Формы оздоровительных мероприятий в летний период

Контроль:

    Выполнение режима дня, режима двигательной активности

    Организация и проведение прогулок

    Организация и проведение закаливания.

Организации и проведение тематической недели здоровья.

Летние спортивные праздники, «Летние олимпийские игры», «Веселые старты», «День мяча» и т.п.

Спортивные досуги «Веселая физкультура» и т.п.

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Если хочешь быть здоров».

Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, познавательному развитию детей)

2. Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни и навыкам безопасного поведения.

    Разработать цикл педагогических мероприятия по профилактике дорожного травматизма и безопасного поведения

Консультации:

    Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения

    Обучение безопасному поведению в лесу, на улице, на воде.

Организация и проведение тематической недели осторожного пешехода.

Предупредительный контроль: «Соответствие содержания перспективно-календарных планов задам летней оздоровительной работы».

Информационные стенды для родителей «Правила общего пользования общественным транспортом», « Все начинается с малого» (по ПДД).

Консультация для родителей «как выработать навыки безопасного поведения на улице».

Развлечение «В гостях у Светофорчика».

Музыкально - игровой досуг «Правила дорожного движения».

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Страна Светофория»

3. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, творчества посредством включения дошкольников в элементарную поисковую, изобразительную и музыкальную деятельность.

    Создать условия для самостоятельной поисковой, музыкальной и изобразительной деятельности детей на участке групп.

    Разработать сценарии музыкальных праздников и развлечений.

    Организовать конкурсы детского изобразительного творчества, конкурсы чтецов, конкурс детских театрализованных постановок

Консультация «Экспериментирование летом».

Контроль «Создание условий для развития познавательной активности и любознательности».

Организация элементарной экспериментально - опытнической деятельности «Лаборатория Умелкина», проведение дня Юного следопыта.

Тематические праздники к дню защиты детей, к дню независимости России.

Литературная викторина «В гостях у сказки».

Тематические часы «Пушкинские дни в России», «День независимости».

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей».

Выставка детского творчества «Моя любимая сказка».

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

2. Летний режим дня

8-00 - 8.30 Приём детей. Осмотр. Игры. Оздоровительная работа: гимнастика, бег на выносливость.

8-30- 9-00 Подготовка к завтраку. Завтрак, оздоровительная работа: полоскание рта.

9-00- 9-35 Подготовка к занятиям: 3 раза в неделю физкультурные занятия; развлечения

9-35 - 12-00 Оздоровительная работа: прогулка, воздушные ванна, солнечные ванны,

минитуризм, бег, хождение босиком, дыхательная гимнастика, игры,

наблюдения.

          Возращение с прогулки, обливание ног.

          Подготовка к обеду, обед, полоскание рта.

12-30-15-00 Подготовка ко сну, сон

          Подъём детей, гимнастика после сна, влажное обтирание шеи, рук, лица.

15-30- 15-50 Подготовка к полднику, полдник.

15-50 -17-00 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд детей на участке.

3. Оздоровительная работа с детьми на летний период

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

    Утренний приём ежедневно

    Утренняя гимнастика ежедневно

    Физкультурные занятия 3 раза в неделю

    Прогулки ежедневно

    Экскурсии 1р в неделю

    Простейший туризм 1р в месяц

    Дни здоровья 1р в квартал

    Мини спортокиады 1 р в месяц

2. Методы закаливания

    Солнечные и воздушные ванны ежедневно

    Обливание ног на территории д/с ежедневно

    Обширные умывания ежедневно

    Полоскание горла (прохладной водой) 3р в день

    Босохождение ежедневно

    Корригирующая гимнастика ежедневно

3.Профилактическая

    Строгое соблюдение санитарно- гигиенического режима в д/с ежедневно

    Включение в меню свежих овощей, фруктов, соков ежедневно

    «С» витаминизация ежедневно

    Беседы с родителями в течение года

    Организационно - педагогическая работа.

Ответственные

Оперативное совещание по подготовке ДОУ к летнему периоду

Заведующий

Инструктаж по охране жизни и здоровья детей

Заведующий

Консультации «Особенности планирования воспитательно- образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС

Заведующий

Консультации по санитарно - эпидемиологическому режиму ДОУ в летний период

Заведующий

Заведующий

Систематизация материалов по работе летом по разделам:

    Физкультурно - оздоровительная работа

    Основы безопасного поведения

    Познавательные игры

    Элементарная опытническая деятельность

    Художественно- эстетическое воспитание

    Культурно - досуговая деятельность

Воспитатели

Разработка спортивных праздников и развлечений

Воспитатели

Разработка сценариев музыкальных развлечений и тематических праздников

Воспитатели

Организация тематической выставки «Работа с детьми в летний период»

Заведующий

Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, познавательному развитию детей в летний период)

Воспитатели

Анализ предметно - развивающей среды в группах, подготовка перечня пополнения ПРС к новому учебному году

Заведующий, воспитатели

Оперативное совещание по итогам подготовки к летнему оздоровительному периоду

Заведующий

Заведующий

Организация выставки методической литературы по проведению целевых экскурсий, прогулок в природу.

Заведующий

Консультация «Организация закаливания в летний период».

Заведующий

Консультация «Профилактика желудочно -кишечных заболеваний».

Заведующий

Консультация по организации и проведению тематической недели здоровья.

Заведующий

Консультации «Формы оздоровительных мероприятий в летний период»

Заведующий

Организация конкурсов детского творчества:

    Мир глазами детей (конкурс рисунков на асфальте)

    Моя любимая сказка

Воспитатели

Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

Воспитатели

Консультация для родителей «Профилактика кишечных инфекций».

Воспитатели

Мониторинг

Объект: физкультурно - оздоровительная работа

Цель: выполнение режима дня, проведение закаливания, организация и проведение прогулки

Заведующий

Консультация «Обучение безопасному поведению на улице, в лесу, на воде».

Воспитатели

Консультация «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения».

Консультация по организации и проведению тематической недели осторожного пешехода.

Предупредительный контроль

Объект: воспитательно - образовательная работа

Цель: соответствие содержания перспективно - календарных планов задачам летней оздоровительной работы

Заведующий

Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Воспитатели

Информационные стенды для родителей «Правила пользования общественным транспортом», «все начинается с малого» (по правилам дорожного движения)

Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Страна светофория»

Мониторинг

Объект: предметно - развивающая среда

Цель: создание условий для развития познавательной активности и любознательности

Заведующий, воспитатели

Анализ летней оздоровительной работы ДОУ

Заведующий

    План - календарь педагогических мероприятий

Ответственные

ИЮНЬ

Музыкальный праздник, посвященный Дню защиты детей

Чтение художественной литературы (Н.Д.Шаховская -Шик «Рассказы о детях», Н. Майданик «Нашим детям», Л.Воронкова «Что сказала бы мама»)

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

Воспитатели

День юмора и смеха

(чтение рассказов Н.Носова, К. Чуковского, игры с воздушными шарами и мыльными пузырями, чтение небылиц Г.Кружкова, Игры «Найди ошибки художника, «Кто смешнее придумает название»

Воспитатели

Воспитатели

Тематический час «Пушкинские дни в России»

(Чтение произведений А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям автора, прослушивание произведений в аудиозаписи, рисование «Моя любимая сказка», конкурс чтецов «Стихи А.С.Пушкина»)

Воспитатели

Выставка детского творчества «Моя любимая сказка»

Воспитатели

«Троицкие гуляния»

Воспитатели

Тематические часы, посвященные Дню независимости России. (Чтение художественной литературы А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», С.Михалков «О Родине», Е.Кислякова «Россия - моя Родина», рассматривание альбомов «Россия - Родина моя», «Москва».

Воспитатели

Тематический праздник «Мы живем в России»

Проведение конкурса чтецов «Моя Россия»

Воспитатели

Неделя здоровья

(беседы с детьми «Если хочешь быть здоров», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра», «полезные и вредные продукты», «Осторожно, ядовитые растения», рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни, заучивание пословиц и поговорок о здоровье, чтение художественной литературы А.А.Милн «Воспаление хитрости», С.В.Михалков «Прививка» и др.

Воспитатели

Спортивное развлечение «Веселая физкультура»

Воспитатели

Летние олимпийские игры

Воспитатели

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Если хочешь быть здоров»

Эстафета «Веселые старты» для родителей воспитанников старшей группы

Воспитатели

Театрализованная постановка сказки «Путешествие жителей Цветочного города по тропе здоровья».

Воспитатели

«Волшебная песочница» - организация игр и элементарной опытнической деятельности

Воспитатели

Славянский праздник Ивана Купала

Воспитатели

«Волшебная песочница» - организация игр и элементарной опытнической деятельности

Воспитатели

День детского сада

Беседы с детьми «За что я люблю детский сад», «Кто работает в детском саду»

Чтение художественной литературы, отражающие режимные моменты

Изготовление атрибутов для игр

Оформление эмблемы группы

Рисование «Моя любимая игрушка»

Конкурс стихов о детском саде совместно с родителями

Подвижные игры: «Ищи клад», «Скакалки», «Ловишки»

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Воспитатели

День именинника

Оформление группы, поздравление именинников

Игры - забавы

Прослушивание любимых детских песен

Подвижная игра: «Каравай», игры с воздушными шарами и мыльными пузырями, «Прятки».

Сюжетно - ролевая игра «Кафе»

Воспитатели

День Радуги

Чтение песенок и речёвок про радугу

Экспериментирование - образование радуги

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Солнышко и дождик», «Встань на свое место».

Дидактические игры «Собери радугу», «Собери цветик - семицветик»

Рисование «Радуга», «Радужные история»

Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк»

Воспитатели

ИЮЛЬ

День цветов

Чтение художественной литературы, наблюдение за растениями клумбы, рассматривание иллюстраций, беседы о цветущих растениях, изготовление цветов из бумаги (способом оригами), рисование цветущих растений, оформление альбома «Мой любимый цветок»

Воспитатели

Музыкальное развлечение «Лето красное»

Беседы: «Любимое время года», «Почему лето называют красным»

Чтение стихов, отгадывание загадок о лете

Аппликация «Летний денек» (обрывание)

Рисование «Что нам лето подарило»

Воспитатели

День друзей

Беседа «Для чего нужны друзья»

Чтение художественной литературы М.Садовский «Друг или враг», В.А.Осеева «Три товарища»

Изготовление подарка другу

Рисование портрета друга

Воспитатели

День семьи «Ромашковое счастье»

Рассматривание семейных альбомов, изготовление семейных оберегов (родители детей)

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурсно - игровая программа совместно с родителями

Проведение конкурса чтецов «Моя семья»

Воспитатели

Неделя осторожного пешехода

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Беседы с детьми «Наш друг - светофор», «Зачем нужны дорожные знаки»

Проигрывание ситуаций по ППД

Музыкальный игровой досуг «Правила дорожного движения»

Воспитатели

День опытов и экспериментов.

Занимательные опыты «Лаборатория Умелкина»

Беседы о технике безопасности во время проведения опытов и экспериментов, игры с водой и другими материалами

Воспитатели

День юного следопыта

Беседы с детьми по теме дня

Развлечение «В поисках клада» 9каждой группе выдается маршрут, в результате движения по которому дети находят клад - сладкие призы)

Воспитатели

В мире природы

Игры, циклы наблюдений, целевые прогулки, беседы о правилах поведения в природе, трудовые десанты, экологические патрули, разучивание стихов о лете

Воспитатели

День юных пожарных

Беседы с детьми, чтение художественной литературы С.Маршак «Кошкин дом», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Загадай -ка» и др.

Подвижная игра «Пожарные»

Сюжетно - ролевая игра «Служба спасения»

Выставка рисунков «Огонь - наш друг, Огонь - наш враг»

Воспитатели

День огородника

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы Д.Родари «Чиполлино», Л.Богословская «Жаркий спор», В.Сибирцев «Огород», Н.Носов «Огородники»

Отгадывание загадок

Дидактические игры «Найди по описанию», «Вершки - корешки», и др.

Подвижные игры «Съедобное - несъедобное», «Найди пару»

Нетрадиционное рисование «Забавные овощи»

Воспитатели

День именинника

Игры - забавы

Подвижная игра «Каравай»

Воспитатели

День природы

Наблюдение за погодными явлениями

Рассматривание альбома «Времена года»

Конкурс загадок о природе

Чтение художественной литературы природоведческого характера

Игры с природным материалом

Изготовление красной книги, альбома Родной край

Изготовление вертушек, воздушного змея, знаков «Правила поведения в природе»

Дидактическая игра «Назови дерево по листу»

Подвижные игры с мячом

АВГУСТ

«В гостях у сказки» слушание сказок в аудиозаписи, чтение.

Литературная викторина по сказкам.

Воспитатели

День мяча

Спортивные подвижные игры

Воспитатели

Неделя театральных встреч

Беседы о театральном искусстве «С чего начинается театр», разыгрывание сказок по ролям, подготовка афиш, декораций и костюмов к показу групповых театральных постановок, взаимопросмотры

Воспитатели

Неделя любимой игрушки и игры

Беседы «Моя любимая игрушка»

Русские народные игры

Рассматривание альбомов «Народная игрушка»

Изготовление игрушек своими руками

Развлечение «Играй -город»

Воспитатели

Народный праздник «Яблочный Спас - все про запас»

Воспитатели

День государственного флага

Рассматривание альбома «Россия - Родина моя», флага РФ и флагов разных стран

Беседа с детьми «Флаг России»

Чтение стихов о родном крае

Аппликация, рисование «Российский флаг»

Воспитатели

День животных

Беседы «Дикие и домашние животные», «Почему появилась Красная книга»

Рассматривание открыток, иллюстраций, альбомов

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

Рисование

Дидактические игры «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Кто как кричит», «Найди пару», «Кто спрятался»

Подвижные игры «У медведя во бору», «»Волк и зайцы», «Бездомный заяц», «Зайка серый умывается»

Сюжетно - ролевая игра «Ветеринарная больница»

Экскурсия на остров

Воспитатели

День огородника

Рассматривание иллюстраций, открыток по теме, отгадывание загадок

Чтение художественной литературы

Инсценировка «Спор овощей»

Оформление газеты «Удивительные овощи»

Дидактические игры: «Найди по описанию», пазлы, разрезные картинки, домино, «Чудесный мешочек», «Вершки - корешки»

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное», «Найди пару»

Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин», «Семья»

День Родного края

Беседы: «Край, в котором мы живём», «О чем рассказывают памятники», «Люди, прославившие наш край».

Чтение художественной литературы В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Беседы о природных богатствах родного края.

Чтение и разучивание стихов о родном крае

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о достопримечательностях села.

Прослушивание в аудиозаписи песен, мелодий, отгадывание загадок

Дидактические игры: «Ассоциация - село», «Что где находится» (схемы, карты)

Сюжетно - ролевая игра «Железная дорога», «Больница»

Рисование «Наша улица»

День именинника

Игры - забавы

Подвижная игра «Каравай»

Игры с мыльными пузырями, изготовление подарков для именинников

Праздник «День рождения только раз в году»

Воспитатели

Музыкально спортивный праздник «До свидания, лето»

Воспитатели

День пожарной безопасности

Игры «Пожароопасные предметы», «Что необходимо пожарному»

Отгадывание загадок

Беседы «Правила поведения при пожаре»

Рассматривание альбома «Люди героической профессии»

Чтение и обсуждение художественной литературы

Дидактические игры «Предметы - источники пожара», «Домашние помощники»

Подвижные игры «Ловишки», «Найди предмет», «Пробеги тихо, с кочки на кочку».

Сюжетно - ролевая игра «Отважные пожарные»

Воспитатели

Народный праздник Ореховый Спас

Воспитатели

    Контроль - аналитическая деятельность

Текущий контроль

Цель: изучение деятельности и определение эффективности работы

Мероприятия

Технология

Выход результата

Выполнение инструктажа по охране жизни и здоровья детей противопожарной безопасности

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение травматизма и заболеваемости

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Организация и интеграция различных видов детской деятельности

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Организация питания детей, питьевого режима

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Проведение воспитателями оздоровительных мероприятий в режиме дня

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Выполнение сотрудниками режима дня, санэпидрежима

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Ведение документации

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Для выполнения задач плана летней оздоровительной работы провести следующие виды контроля:

Объекты контроля

Цель контроля

Вид контроля

Методы и формы контроля

Сроки, выход результата

Подготовка к летнему оздоровительному периоду

Определение уровня готовности работы детского сада в летний период

Наблюдение, анализ, беседа

Воспитательно - образовательная работа

Соответствие содержания перспективно - календарных планов задачам летней оздоровительной работы

Анализ планов воспитательно - образовательной работы

В течение ЛОП ОС

Физкультурно - оздоровительная работа

Выполнение режима дня, проведение закаливания, организация и проведение прогулки

Наблюдение, беседа

В течение ЛОП ОС

Предметно - развивающая среда

Создание условий для развития познавательной активности и любознательности

Наблюдение, анализ планов воспитательно - образовательной работы, беседа

В течение ЛОП ОС

Условные обозначения:

ОС - оперативное совещание

М- мониторинг

П - предупредительный

    Работа с родителями

Ответственные

Информационная деятельность:

    Оформление информационных стендов по организации активного отдыха в летний период

    Оформление информационных стендов по ОБЖ, ЗОЖ

Июнь - август

Воспитатели

Консультации:

    Как выработать навыки безопасного поведения на улице

    Профилактика кишечных инфекций

    Познавательное развитие детей летом

Индивидуальные консультации по проблемам воспитания

Консультации с родителями вновь поступающих детей

Июнь - август

Воспитатели, заведующий

Совместная деятельность детского сада и семьи:

    Привлечение родителей к оснащению участка для игровой деятельности

    Привлечение родителей к организации и проведению совместной культурно - досуговой деятельности

    Проведение совместных спортивных мероприятий, организация выставок, конкурсов в детском саду

    Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении ремонта детского сада

Май - август

Июнь - август

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

заведующий

Сотрудничество с родителями в период адаптации

    Анкетирование родителей по выявлению детей с предпосылками к тяжелой степени адаптации

    Круглый стол по проблеме постепенного перехода из семьи в дошкольное учреждение

Июнь - август

Воспитатели

8.Санитарно - просветительская работа

Ответственные

Консультации:

    Санитарно - эпидемиологический режим в ДОУ в летний период (для всех сотрудников)

    Профилактика кишечных заболеваний (для младших воспитателей, поваров, родителей)

    Профилактика солнечного и теплового удара у детей (для педагогов, младших воспитателей, родителей)

    Организация гигиенических и закаливающих процедур (для вос-лей, мл.вос-лей)

    Профилактика травматизма (для педагогов, младших воспитателей, родителей)

    Как организовать летний отдых детей (для родителей)

    Первая помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударе (для родителей и персонала)

Заведующий

Наглядные санитарные листки

    Правила поведения у воды

    Осторожно! Ядовитые растения

    Профилактика кишечных заболеваний

    Первая помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударе

В течение ЛОП

Заведующий

9.Административно - хозяйственная работа

Ответственные

Внутренняя приёмка территории ДОУ к летнему оздоровительному периоду

Заведующий

Инструктаж сотрудников ДОУ:

    По охране жизни и здоровья детей в летний период

    По технике безопасности

    По противопожарной безопасности

Заведующий

Организовать:

    Посадку культурных растений в цветниках

    Завоз песка

    Ежедневный полив участка

Май - июнь

В течение ЛОП

Воспитатели

Заведующий

воспитатели

Обновить (покрасить) клумбы, физкультурное оборудование, песочницы, скамейки, детских построек

Май - июнь

Воспитатели

Заведующий

Подгорнова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА г. Нефтеюганск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация летней оздоровительной работы в ДОУ"
Дата публикации: 10.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Организация летней оздоровительной работы»

1.«Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных

учреждениях»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,

создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и

физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень

чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном

учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса,

предоставляет широкие возможности для укрепления физического и

психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного

интереса, а также повышения компетентности родителей в области

организации летнего отдыха детей.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Цель:

Создание оптимальных условий для сохранения и укрепление физического,

психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья

детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и

физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие

любознательности и познавательной активности, формирование культурно –

гигиенических и трудовых навыков.

3. Формировать познавательное отношение к природе через

экспериментально – исследовательскую деятельность в условиях лета.

4.Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по

вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

«Физическое развитие»:

1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей

организма, развивать двигательные и психические способности,

способствовать формированию положительного эмоционального состояния.

2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.

3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы

закаливания.

4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими

упражнениями.

5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия

для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.

6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение

2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.

3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.

4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать

детей положительными эмоциями.

«Познавательное развитие»:

1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса

к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего

развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и

самостоятельности мышления.

2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей

природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать игровую деятельность воспитанников;

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми;

4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к

собственному труду, труду других людей, его результатам;

5. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них.

«Речевое развитие»

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,

грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –

диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской

деятельности.

4. Способствовать речевому стимулированию (повторение, объяснение,

обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

2. Организация подготовительной работы.

С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в

условиях летнего режима. Для этого необходимо разработать для каждой

возрастной группы:

Режим дня воспитанников на летний период;

Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа,

образовательная деятельность на свежем воздухе.

3. Создание условий для всестороннего развития детей.

Направления работы

Условия реализации работы

Санитарно – гигиенические условия

Организация водно-питьевого

Наличие чайника, охлажденной

кипячёной воды, индивидуальных

Организация закаливающих процедур

Наличие индивидуальных полотенец

для рук и ног; тазиков, леек.

Условия физического развития

Организация безопасных условий

пребывания детей в ДОУ.

Наличие аптечки первой помощи,

исправного оборудования на

прогулочных площадках.

Формирование основ безопасного

поведения и привычки к здоровому

образу жизни.

Наличие дидактического материала

для: работы по ОБЖ, обучения детей

правилам дорожного движения,

работы по ЗОЖ.

Организация оптимального

двигательного режима.

Наличие физкультурного

оборудования, проведение

коррекционной и профилактической

работы (коррекция, осанки,

плоскостопия и др.) Организация

спортивных праздников и

развлечений.

Условия для познавательно и речевого развития

Организация прогулок и экскурсий

Разработка маршрутов.

Организация экспериментальной

деятельности

Наличие оборудования для

проведения экспериментов.

Организация познавательных

тематических досугов

Разработка сценариев, подготовка

атрибутов, костюмов. Наличие

дидактических пособий, игр.

Организация наблюдений в природе.

Наличие цветника, огорода, уголка

природы в группах; оборудования и

пособий (лопатки, лейки, грабли).

Организация игр с песком и водой.

Наличие исправных песочниц на

участках, лейки для обработки песка,

Условия для художественно – эстетического развития

Организация изобразительной

деятельности.

Наличие изобразительных средств и

оборудования (мелки, гуашь, кисти,

свечи, природный материал,

пластилин) и материалов для

нетрадиционных способов рисования

(печатки, тычки, палочки для

рисования по сырому песку).

Организация музыкальной

деятельности.

Наличие музыкальных произведений

для детей, музыкальных

дидактических игр, музыкальных

инструментов. Разработка

музыкальных праздников и

развлечений.

Условия для социально – коммуникативного развития

Организация труда в природе

Наличие оборудования для труда:

лопатки, лейки, совки.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Утренняя гимнастика;

Прогулка;

Двигательная активность;

Полоскание полости рта после еды;

Сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);

Проветривание помещение;

Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

Хождение по ребристой дорожке;

Занятия, прогулки, походы;

Совместные досуги с родителями;

Спортивные праздники и развлечения;

Неделя здоровья;

Соревнования;

Формы оздоровительных мероприятий в летний период.

1. Утренняя гимнастика.

Цель проведения – повышение функционального состояния и

работоспособности организма, развитие моторики, формирование

правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная

гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с

обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с

предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной

осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов,

простейших тренажеров.

Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности,

индивидуальных особенностей детей.

Виды игр:

Сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного

рассказа);

Несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;

Дворовые;

Народные;

С элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).

Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно,

в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных

групп 10-20 минут.

3. Двигательные разминки (физкультминутки, динамические паузы). Их

выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты:

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Ритмические движения;

Упражнения на внимание и координацию движений;

Упражнения в равновесии;

Упражнения для активизации работы глазных яблок.

Упражнения для активизации работы глазных мышц;

Гимнастика расслабления;

Упражнения на формирование правильной осанки;

Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы

наименьшей инсоляции. Продолжительность:

старшая группа - 10 минут;

подготовительная группа- 12 минут.

4. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют

формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых

качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных

упражнений:

Катание на самокатах;

Баскетбол;

Бадминтон.

5. Организация двигательного режима

Прием и утренняя гимнастика на воздухе: все возрастные группы.

Дыхательная гимнастика: все возрастные группы (ежедневно после

дневного сна).

Дозированный бег для развития выносливости: все возрастные группы

(ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).

Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в

равновесии и т. д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках,

подгруппами и индивидуально).

Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).

Закаливающие мероприятия

Воздушные ванны: все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).

Прогулки: все возрастные группы (ежедневно).

Хождение босиком по песку и траве: все возрастные группы (ежедневно в

тёплую погоду).

Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).

Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).

6. Организация летних прогулок

Организация наблюдений за неживой природой.

Наблюдения за изменениями погоды.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный»

словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду,

активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце -

жарко, как в печке.

Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему

иногда летний дождик называется грибным?

Летнее небо, какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта

голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и

жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей

аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные

детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в

своей речи.

Наблюдения за дождем. Старшим дошкольникам уже можно объяснить:

почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает

молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам

безопасного поведения во время грозы.

Наблюдения за землей, за почвой. Почва растениям - деревьям, кустарникам,

травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают

свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если

будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится

почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить

почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Организация наблюдений за живой природой

Наблюдения за растениями. Мы вспоминаем с ребятами, что огромное

царство растений делится на три государства: государство деревьев,

государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время

экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные

признаки представителей каждого государства, вспомнить названия

некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений -

это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие

это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и

просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки,

появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и

после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться,

насколько разнообразны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это

позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и

обогатит ее образными выражениями.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму

Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А

почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух

насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища

ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать

себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов.

Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены

достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими

около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Наблюдения за насекомыми.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим

длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор

на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но

хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой,

которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек

потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже

гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в

куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки. Наблюдая за жуками,

помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Опыты с песком.

Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей

собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который

его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть

сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные

фигурки с помощью песочных формочек.

«Рассеянный песок»

Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш,

ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка.

Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без

надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-

нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину

следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток.

Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный

песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный.

Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на

набросанном песке, чем на рассеянном.

Опыты с водой.

Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем

больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А

добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает

неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать

названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет

собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой,

сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим

закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других

Пропедевтикой подобных измерений.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная –

непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих

предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено

детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные

предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать,

что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие

предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум

кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы,

затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек

земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду

предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода

прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере,

море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы;

мутная вода непрозрачная.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и

полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв

пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь,

конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку

Опыты с воздухом.

«Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс.

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите

детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в

помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами

воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик,

холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую

пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится,

наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в

миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет

надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется.

Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится,

так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух

расширяется, а при охлаждении – сжимается.

7. Лето в народном календаре.

Старшим дошкольникам будет очень полезно ознакомиться со старинными

народными названиями летних месяцев, очень точными с точки зрения

природных изменений.

Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Крес» означает

небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркость и красоту цветения,

царящую в природе, июнь называли еще и червень, то есть червленый,

красный, красивый.

Июль за свою красоту, жару, благодатность получил в народе несколько

названий сенозарник, жарпик, липец, отрадник, серпень.

Август - по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но

уже прохладные зори, блестящие от холодных рос

Екатерина Ершова
Летняя оздоровительная работа

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников . Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами : свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой.

Основная цель работы в летний оздоровительный период - это создание в группе максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса детей.

Задачи летней оздоровительной работы :

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических и трудовых навыков.

3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

При организации воспитательно-образовательной работы соблюдался режим дня с учётом летнего периода :

Утренний приём и гимнастика на воздухе,

Прогулки не менее 4 часов,

закаливающие мероприятия : солнечные ванны, нахождение детей без одежды, обливание ног перед сном, обливание рук до локтя,

Увеличение времени сна,

Витаминизация и калорийность питания,

Физкультурные мероприятия,

Соблюдение питьевого режима.

Оздоровительная работа с детьми .

Бодрящая утренняя гимнастика на свежем воздухе – залог хорошего настроения на весь день, поднимающая мышечный тонус. В комплексы утренней гимнастики входят точечный массаж Су-Джок с использованием шишек, дыхательная гимнастика, ОРУ с шишками, мячиками, кубиками.

Большое внимание было уделено закаливанию детей в процессе повседневной жизни. При любой погоде, кроме особенно холодных дней, вся жизнь детей проходила на свежем воздухе. Использовались такие средства закаливания : хождение босиком, облегченная одежда, воздушные и солнечные ванны, тропа здоровья.

Из специальных мер закаливания - закаливание водой – приобрели детские бассейны для плескательных игр. В жаркие дни дети залезали в бассейн с ногами и плескались, а в прохладные-«рыбачили» . После возвращения с прогулки обливали детям ноги водой.

Родители информировались об оздоровительной работе в летний период .

Для качественного выполнения физического развития на свежем воздухе была использована спортивная площадка, на которой проводились физкультурные занятия, досуги, праздники, проводились подвижные игры и эстафеты и на веранде участка (в особенно жаркие дни) . Для этого были изготовлены маски животных : кошка, пес, курочка, петушок и пр.

Проведенные физкультурные занятия, развлечения давали детям эмоциональный подъем, так как они были наполнены различными упражнениями с предметами, основными движениями в игровой, сюжетной форме, разными подвижными играми.

Особое внимание уделили вопросу организации условий для игр на участке. Зеленые лужайки создавали отличные условия и возможность поиграть и в подвижные, и в спокойные игры не мешая друг другу.

В течение летнего периода проводилась индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке и направлена она была на повышение и развитие двигательных качеств, повышение двигательной активности.

Вся физкультурно-оздоровительная работа имела высокую результативность в реализации тематического планирования.

Воспитательно-образовательная работа .

Очень понравились детям экскурсии по экологической тропе на территории д/с. Дети знакомились со сказочными персонажами (по сказке «Колобок» , «Муха-Цокотуха» , Буратино, Смоляной бычок, Курочка Ряба, обустройством водоема, цветниками, изучали разнообразие лекарственных трав и насекомых, познакомились с солнечными и цветочными часами, играли с «домашними животными» на фланелеграфе «Деревенское под ворье» .

Был посажен огород, на котором росли : салат, редиска, перец, свекла, морковь, тыква. Детей привлекали к труду на нем и показывали приемы работы : как надо держать лейку, как поливать растения. В индивидуальной работе также была организована прополка от сорняков, сбор свежескошенной травы. Ухаживали и наблюдали за ростом растений. Постоянно проводились наблюдения в природе, где они узнали много интересного о жизни растений, насекомых, птиц.

Летние дни были насыщены увлекательными, познавательными мероприятиями. Для детей были организованы и показаны кукольные театры артистами г. Н. Новгорода «Мойдодыр» , Дзержинского театра кукол «Карлсон проказничает опять» , театра кукол «Сказки из кузовка, выступление человека-оркестра, циркового шоу «Арлекин» . Сами дети также участвовали в театрализованной деятельности, знакомились с перчаточными куклами, смотрели сказку «Репка» на новый лад о здоровом питании, театр на магнитах Теремок, инсценировали эту сказку сами, используя маски, а для сказки «Репка» -куклы, выполняли этюды и разные театральные упражнения.

В летний оздоровительный период по плану в детском саду проводились тематические дни. Особенно детям запомнился День юмора и смеха, День подготовки к Олимпиаде, День Светофора, День Космоса, День пожарной безопасности, День Цветов, День кляксографии, также проводились тематические беседы : «Безопасность на дороге» , «Осторожно, ядовитые цветы» , «Кто такие птицы» , об Олимпиаде и насекомых, «Белый, синий, красный – главный триколор России» и другие интересные мероприятий : танцы, хороводы, просмотр мультфильмов в дождливую погоду и много других соответственно плану.

В течение лета были изучены свойства песка. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время . А результатом явилось пополнение знаний о свойствах песка.

Проводилась опытно-экспериментальная деятельность : проведение опытов и экспериментов по изучению свойств воды, песка, ветра, коллекционирование камней, листьев.

Проводилась работа по предупреждению бытового и дорожного травматизма, противопожарной безопасности. Проводились игры и беседы.

Наличие выносного игрового оборудования (на нашем участке имеется разнообразный материал для игр детей : песочные наборы, формочки, ведра) очень облегчало организацию самостоятельной двигательной активности, сюжетно – ролевых игр, опытов, дидактических игр. Этому способствовал и режим дня. Дети много времени проводили на свежем воздухе. Детям предлагали разнообразный материал для игровой деятельности : куклы, машины, наборы домашних и диких животных, сюжетно-ролевые игры, как «Семья» , «Больница» , «Ремонтная мастерская» , «Регулировщик» , «Шоферы» , а также физкультурное оборудование : скакалки, обручи, мячи, кегли, кольцеброс.

Дети очень много рисовали с помощью нетрадиционных техник согласно тематическому плану : «Волшебная клякса» , Угадай, на что похоже (кляксография, «Светофор» , Путешествие к звездам, рисование в мыльно-шампуневой технике «Солнышко и дождик» , ладошками «Два веселых гуся» , в пальчиковой живописи.

Много времени отводилось чтению художественной литературы : сказки, загадки, разучивание стихов. Отмечали Дни рождения писателей и поэтов чтением их произведений : С. Козлов, Д. Биссет, Т. Янссон, Г. Гладков.

Работа с родителями .

Родители тоже принимали активное участие в жизни детского сада. Они помогали оформлять участки, обновили песок в песочницах, были привлечены к работе по прополке цветников.

На летний период были оформлены родительские уголки :

Проведены консультация для родителей :

- «Улицы города : о профилактике детского травматизма в летний период »

- «Лето – самое удобное время для закаливания»

- «Отдыхаем вместе с детьми»

- «Если ужалила оса»

По профилактике кишечных инфекций;

Подводя итоги летней оздоровительной работы в нашей группе , можно сделать вывод, что благодаря педагогическому мастерству, энтузиазму, умению сотрудничать с родителями воспитанников коллективу за летние месяцы удалось организовать полноценный интересный и насыщенный событиями и делами отдых дошкольников, успешно реализовать все поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Проведенная работа с детьми способствовала укреплению здоровья детей, их физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное - вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Вариативность утренних гимнастик на данный период
Организация подвижных игр
Проведение праздников и досугов
Игры для похода или прогулки в лес
Игры на воде

2. Мир природы
Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
Природа края, в котором мы живём
Организация работы в цветнике и огороде
Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
Требования к проведению экскурсий
Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра
Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность
Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги
Знакомим детей с русскими народными праздниками
Основные требования в организации праздника
Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
Инструктажи
Изучаем правила пожарной безопасности
Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение
Проведение экскурсий к памятным местам
Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями
Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

I. Административно-хозяйственные вопросы
1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно)
2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке
3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник
4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп

5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов
6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

II. Методическая работа

1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др.
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях
b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них
c) Подготовить календарь русской природы
d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений
e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве

3. Работа с родителями
Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

ИЮНЬ
Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде

ИЮЛЬ
Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
Конкурс детского рисунка «Бережем природу»

АВГУСТ
Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»

По материалам сайта:http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac03.htm