Штриховка для дошкольников. Штриховка для дошкольников Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников

  • 28.11.2023

Штриховка — один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Однако это не единственный плюс данного занятия.

Штриховка — один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики.

Однако это не единственный плюс данного занятия.

Задания подобного рода рассчитаны на детей от 4-5 лет. Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках, уметь находить ошибки.

Чтобы подготовить его к обучению письму, штриховка — отличный вариант

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!

ББК 74.100.5 К89

Кузнецова JI. Н.,

К89 Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Фрукты: Рабочая тетрадь для дошкольников - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 16 с. (Библиотека программы «Детство») ISBN -409-8

В рабочей тетради представлены игры и задания по теме «Фрукты», спо­собствующие развитию внимания, памяти, логического мышления и мелкой моторики дошкольников. Книга включает в себя обширный контурный, раз­резной, иллюстративный материал и может быть рекомендована для работы с детьми 4-7 лет воспитателям ДОУ, родителям, учителям коррекционных групп, гувернерам.

© JI. Н. Кузнецова, 2007 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом вашему вниманию пособии представлены игры и задания по теме «Фрукты». Рабочая тетрадь может быть использована для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 4-7 лет воспитателями дошкольных учреждений, учителями коррекционных групп, психологами и родителями.

Подбор заданий осуществлен с учетом возраста и развития ребенка в порядке усложнения материала. Это позволит широко использовать пособие при изучении лексической темы «Фрукты» с детьми разного возраста как на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, так и на занятиях по изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации . Разнообразие заданий даст возможность работать с пособием неоднократно в течение дня. В первой половине дня дети полу­чают новые знания по теме, выполняя задания с воспитателем, а во второй половине дня они самостоятельно или под контролем взрослого закрепляют полученные знания.


На первом этапе работы с тетрадью предлагаются следующие задания:

❖ обведение карандашом по контуру (внешнему и внутреннему);

❖ увеличение или уменьшение рисунка по заданному контуру;

❖ рисование по точкам;

❖ штриховка;

❖ дорисовывание деталей в разных плоскостях;

❖ раскрашивание;

❖ рисование по шаблону;

❖ свободное рисование предметов;

❖ конструирование фруктов из частей;

❖ составление узора по образцу, по инструкции и произвольно;

❖ наложение цветных ниточек, пластилиновых жгутиков на контур;

❖ изготовление контура фруктов из тонкой проволоки или пластилина и т. д. Более сложным этапом является работа с картинками - путанками, где ребенку

предлагаются следующие задания:

❖ выделить контур одного фрукта из 5-8-ми;

❖ исключить 4-й, лишний предмет на рисунке, находя признаки и обосновывая ответы;

❖ подобрать пару нарисованному фрукту;

❖ определить положение фрукта на плоскости;

❖ выделить разные группы фруктов по форме, по цвету, с определенным звуком в названии и т. д.

Рабочую тетрадь можно использовать многократно. Сначала ребенку предлага­ется рассмотреть и обвести нарисованный фрукт, затем он может заштриховать, раскрасить, вырезать его или выполнить аппликацию. Систематическая работа с тет­радью поможет:

❖ расширять и систематизировать знания детей о фруктах;

v активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи: развивать навыки детей в словообразовании ;

v тренировать детей в согласовании существительных с числительными, составле­нии предложений и описательных рассказов;

v формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, моде­лирования;

v развивать образное и логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, творческие способности, мелкую моторику детей: готовить дошкольника к овладению графикой письма: обеспечить качественную подготовку детей к школе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Все задания в пособии даны по лексической теме «Фрукты».

В основе заданий лежит работа с контурами. Это развивает зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление.

Четырехлетнему ребенку иногда трудно бывает увидеть контур, связать его с объ­емным изображением. Помогите ему в этом. Возьмите, например, яблоко и разрежь­те его пополам. Положите срезом на лист бумаги, прижмите к листу. Обведите пальчиком ребенка по краю яблока, касаясь бумаги, обозначив его контур. Возьмите простой карандаш и обведите яблоко. Отложите (снимите) яблоко. Вы нарисовали контур. Рассмотрите, какого цвета яблоко. Выберите цветной карандаш нужного цвета и проведите по контуру линию, старясь равномерно прижимать карандаш к листу бумаги и не отрывать его от листа. Теперь вашему ребенку не составит труда узнать предметы по контуру и подобрать для рисунка нужный цвет.


Перед началом занятий постарайтесь как можно полнее познакомить детей с раз­личными фруктами.

Для этого:

1. Обратите внимание ребенка на то, как красиво смотрятся яркое красное яблоко в зеленой листве, а желтое яблоко - рядом с фиолетовой сливой. Это способствует развитию у ребенка чувства цвета, умения видеть цветовые сочетания.

2. Понаблюдайте вместе с ребенком за плодовыми деревьями во время цветения, образования, созревания и уборки плодов. Этим вы научите ребенка запоминать, сравнивать увиденное.

3. Рассмотрите различные фрукты, обратите внимание ребенка на их форму. Объясните ему, что все фрукты разные, но состоят из двух основных форм: круга и овала.

4. Разделите фрукты на группы:

❖ по цвету;

❖ по форме.

5. Рассмотрите внутреннее строение разных фруктов, определите их вкус, запах и другие свойства и признаки.

6. Рассмотрите вместе с детьми изображения фруктов на предметных картинках и иллюстрациях в книгах.

7. Составьте натюрморты из натуральных фруктов и муляжей.

Такая предварительная работа поможет детям успешно справиться с выполнени­ем заданий.

Комплекс заданий позволяет решить сразу две взаимосвязанные задачи интел­лектуального развития ребенка и развития мелкой моторики.

Исследования ученых доказали, что уровень интеллектуального развития чело­века находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движе­ний пальцев его рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно развиты память и внима­ние; связная речь без нарушения звукопроизношения; он контактен и общителен. Вот почему такое серьезное значение придается развитию мелкой моторики и сис­темы «глаз - рука» ребенка. Предлагаемые упражнения научат детей делать точные, ритмичные движения, улучшать координацию движений.

Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший успех от упражнений. Прежде всего определите степень развития мелкой моторики. Понаблюдайте за ребенком, когда он занимается штриховкой или рисованием.

1. Если ребенок активно поворачивает лист при выполнении штриховки, рисо­вании или раскрашивании, если перемещается сам относительно листа, значит, он подменяет умение менять направление движения карандаша, не давая нагрузки на пальцы и руку. Уровень развития мелкой моторики такого ребенка невысок.

2. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы и не может раскрасить или заштриховать предметы большие, это говорит о слишком жесткой фиксации кисти руки ребенка.

Проверьте степень развития системы «глаз - рука».

1. Нарисуйте большой фрукт (от 10 см в диаметре). Покажите, как уменьшить фрукт, - нарисуйте контур на 2-3 мм меньше исходного. Обратите внимание ре­бенка на расстояние между рисунками. Предложите ребенку нарисовать внутри ва­шего рисунка постепенно уменьшающиеся контуры этого фрукта.

2. Нарисуйте маленький фрукт (от 2-х см в диаметре). Предложите ребенку нарисовать вокруг постепенно увеличивающиеся контуры этого фрукта. Следите, чтобы контуры не приближались друг к другу более чем на 2-3 мм. Чем больше четких контуров нарисует ребенок, тем лучше развита у него система «глаз - рука».

Перед началом занятия проконтролируйте, как сидит ребенок:

❖ спина прямая;

❖ левое и правое плечо - на одной высоте;

❖ грудь не касается стола;

❖ ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол;

❖ локоть и кисть лежат на столе.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка.

Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок правильно умеет дер­жать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 3 см. Для большей нагрузки на кисть ребенка эффективнее работать не фломастерами и красками, а простыми и цветными карандашами, подбирая послед­ние по цвету фруктов. Для работы лучше выбирать карандаши 2М - М - ТМ, сначала используя более мягкие, а по мере развития ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. Оптимальная длина карандаша - 12-15 см. Карандаш большей длины неудобен в работе, при использовании же карандашей меньшего размера возможна деформация кисти ребенка.

Фломастер или ручку можно предложить ребенку для работы, когда вы убедитесь, что он свободно владеет карандашом ТМ (то есть тогда, когда линия, проведенная ребенком в тетради, четко видна и при этом не выходит за пределы рабочего поля). При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы.

Необходимо обеспечивать и временной контроль. Непрерывная графическая на­грузка не должна превышать пяти минут. Продолжительность же всего занятия зави­сит от возраста, уровня и темпа развития, усидчивости ребенка и составляет: 10- 15 минут - для самых маленьких; до 20-25 минут - для старших дошкольников.

Использование тетради предполагает несколько основных способов работы. Пер­вым из них является штриховка.

Ребенок плохо улавливает движения своей руки, пальцев, недостаточны у него зрительный контроль и коррекция глаза и руки. Штриховка помогает формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальными, вертикальными, волнистыми, круговыми линиями, по диагонали, полуовалами, петлями и т. д. Вы­полняется штриховка без помощи линейки или лекала, использование резинки не­желательно. Не следует забывать и о направлении движения карандаша: только сверху вниз или слева направо!

Штриховка лежит в основе раскрашивания. Раскрашивать можно, применяя че­тыре вида штриховки:

❖ короткие частые штрихи;

❖ мелкие штрихи с возвратом;

❖ круговая штриховка;

❖ штриховка длинными параллельными линиями.

При раскрашивании следует равномерно наносить штрихи, не выходя за контур.

В зависимости от возраста детей штриховка, раскрашивание и рисование пре­следуют следующие цели.

В средней группе: формировать у детей умение изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых, закрашивать округлые предметы закругленными линиями.

В старшей группе: учить детей передавать в рисунке характерную форму и ок­раску уже знакомых фруктов, развивать композиционные умения, продолжать вы­рабатывать навыки закрашивания карандашом: учить работать в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом.

В подготовительной группе: развивать стремление детей дополнять свой рисунок с целью обогащения содержания - вносить в натюрморт изображение каких-либо деталей (черешков, листьев), выбирать цвет и оттенки; закреплять навыки рисования и раскрашивания; тренироваться в правильном нажиме карандаша для получения интенсивности цвета (от светлого до темного, от бледного до яркого).

Для развития системы «глаз - рука» немаловажное значение имеет работа с ножницами как составная часть аппликации.

Научите ребенка брать, передавать, держать ножницы. Резать можно двумя спо­собами: как частыми мелкими, так и широкими движениями, при этом важно плав­но разводить и сводить ножницы.

Научите ребенка подбирать заготовку, учитывая цвет, форму и размер предмета. Познакомьте ребенка с различными способами вырезания:

❖ простой - по контуру;

❖ симметричный - сложить заготовку точно пополам, нанести контур половины шаблона, приложив ее к сгибу листа, и вырезать, не разворачивая заготовку;

❖ ленточный - сложить заготовку в 2-4 раза, перевести контур предмета на бу­магу и вырезать сразу 2 или 4 предмета;

❖ обрывной - нарисовать контур предмета и обрывать лишнюю бумагу пальцами по линии контура;

❖ мозаика - нанести контур на картон и на цветную бумагу; затем вырезать из цветной бумаги предмет и разрезать его на части. Эти части приклеить на картон, сохраняя форму предмета.

Младшие дети выполняют рисунок и аппликацию 1-2 фруктов, а старшие со­ставляют различные композиции из нескольких фруктов. В зависимости от возраста детей работа над аппликацией преследует следующие цели.

В средней группе: учить детей действовать ножницами, правильно держать, сжи­мать и разжимать кольца, направлять концы по линии сгиба и контуру; выбирать нужные формы для вырезания (из квадрата - круг; из прямоугольника - овал) и поворачивать заготовку при вырезании.

В старшей группе: учить детей вырезать круги из квадратов, а овалы из прямо­угольников в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и со­гласованность движений обеих рук, учить подбирать нужный цвет и составлять общую сюжетно-тематическую композицию.

В подготовительной группе: передавать в аппликации форму фруктов, трениро­вать в плавном и четком вырезании округлых форм, учить изображать частично видимые фрукты в положении один за другим; вырезать тонкие изогнутые детали (черешки, стебельки), листья различной формы; выполнять коллективные работы.

На занятиях по лепке в работе синхронно участвуют две руки. Предложите ребенку задания с использованием шаблонов фруктов. Раскатайте вытянутый кусок пластилина между ладонями или на дощечке. Катайте, пока не получится длинный тонкий жгутик. Уложите жгутик по контуру фрукта. Жгутиком можно украсить выполненную работу , выложив из него по краю листа своеобразную рамку, придавая ему форму зигзагов, полукругов и т. д.

5. , Щербинина руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2001.

6. Николаева тетрадь для дошкольников. - М., 1999. »

7. Нищева КВ. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.

8. Новотворцева писать. Обучение грамоте в детском саду. - Яро­славль, 2000.

9. Соболева. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 1999.

10. Третьякова иллюстративный материал «Играем и учимся» для старших и подготовительных групп детских садов. Пособие для воспитателя. - М., 1991.

загадок / Сост. , . - Ярославль, 1997.

12. Швайко по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2000.

Введение............................................................................................ 3

Предварительная работа................................................................. 5

Задания к рисункам........................................................................ 10

Литература..................................................................................... 14

Штриховка для дошкольников

Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников

«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики) .

Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»)

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

Отработка графических навыков.

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой:

1) мять - развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) - захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт - например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками - большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек

Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

Раскрашивание

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Используемая литература: яндекс. картинки

Вы находитесь в категории раскраски Штриховки для детей. Раскраска которую вы рассматриваете описана нашими посетителями следующим образом "" Тут вы найдете множество раскрасок онлайн. Вы можете скачать раскраски Штриховки для детей и так же распечатать их бесплатно. Как известно творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Они активизируют умственную деятельность, формируют эстетический вкус и прививают любовь к искусству. Процесс раскрашивания картинок на тему Штриховки для детей развивает мелкую моторику, усидчивость и аккуратность, помогает узнать больше об окружающем мире, знакомит со всем разнообразием цветов и оттенков. Мы ежедневно добавляем на наш сайт новые бесплатные раскраски для мальчиков и девочек, которые можно раскрашивать онлайн или скачать и распечатать. Удобный каталог, составленный по категориям, облегчит поиск нужной картинки, а большой выбор раскрасок позволит каждый день находить новую интересную тему для раскрашивания.