Как в православии относятся к бездетности. Православная церковь о бесплодии: причины и отношение, мнение. Правдали, что Церковь осуждает движение феминисток

  • 20.11.2023

Вопрос не нов, однако снова и снова в СМИ и интернете разгораются споры о том, как относиться к бракам, в которых нет детей. Побеседовали об этом с протоиереем Вадимом Ильчуком, благочинным Иово-Почаевского в Константиновке и Торецкого округов, отцом четверых родных и восьмерых приёмных детей.

Прежде всего, надо разобраться, о каком именно бездетном браке идёт речь: супруги не хотят иметь детей - или не могут? Если не хотят и стремятся пожить для себя, это, конечно, греховно, потому что люди служат своей плоти, своим эгоистическим настроениям, желанию насытиться земной жизнью, плотью другого человека. Они воспитаны с представлением, что «живут один раз», и потому хотят максимально наполнить свою жизнь радостью и удовольствием. Конечно же, Церковь не разделяет такого отношения к жизни.

Осуждать мы никого не можем, но если такие люди попадаются на нашем священническом пути и есть возможность с ними пообщаться, то пытаемся их мягко убедить, что деторождение - это подвиг родителей, что дети - это плод любви. Стремимся, чтобы они изменили своё мнение. Приводим в пример те семьи, которые хотят иметь детей, но не могут, рассказываем, насколько им скорбно, на какие меры они готовы пойти ради рождения долгожданного ребёнка. Если получается переубедить таких людей, то это, конечно, большая радость для любого священника - и монашествующего, и семейного.

Я как священник никого никогда не осуждаю, но скорблю с теми, кто не может иметь детей, и печалюсь о тех, кто может, но не хочет. Для тех, кто не хочет иметь детей, мы можем быть только примером. Что мне остаётся? Махать руками, кричать: «Почему вы не хотите детей?» - бессмысленно. Мы с супругой решили на личном примере показывать, что дети - это замечательно, что надо жить в семье, что чем больше семья, тем больше радости. Конечно, трудности у нас тоже есть, но в какой семье их нет? А вместе преодолевать проблемы всегда легче.

Что касается тех, кто хочет, но не может иметь детей, то мы о них молимся и стараемся поддержать. Раз такова воля Господня, значит, надо её принять. У бездетных супругов всегда есть возможность помочь многодетным семьям, приютам или понести подвиг приёмного родительства. Мне известно множество случаев, когда бездетные супруги брали из детдома ребёнка, после чего Господь посылал им своих деток. Бог испытывал их: как они отнесутся к чужому горю? Таким родителям очень важно сделать всё, чтобы приёмный ребёнок не испытывал никакого ущерба, когда у них родится свой. Ради этого их Господь и наградил деторождением.

Каждому православному христианину понятно, что главное в жизни - исполнить волю Божию. Этому нас учит Евангелие. Мы должны принимать из Божьей десницы всё, и тогда Господь будет нести нас на руках. Если мы хотим иметь ребёнка, а у нас не получается - значит, это не просто так. Видимо, надо что-то исправить, потрудиться, понять, что такое быть матерью и отцом. Ведь некоторые супруги не задумываются об ответственности родительства, относятся к ребёнку как к игрушке. Мало родить детей, их надо воспитать. Сейчас сплошь и рядом дети с благословения родителей становятся эгоистами, вырастают мажорами, другие дети для них - как слуги, как материал для удовлетворения их потребностей. Всё это - результат отсутствия должного воспитания. Нельзя воспитывать детей вне духовности, не прививая им чувства ответственности за свои поступки.

Дети рождаются по воле Божьей и для Господа Бога. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Рожайте детей для Царствия Небесного». Если у мамы и папы будет цель родить ребёнка и воспитать его христианином, чтобы его главной целью было наследование Царствия Божия - замечательно. Думаю, Господь именно этого ждёт от многих супругов, и когда они будут полностью готовы, пошлёт им просимое.

Может быть и так, что люди всю жизнь проживут бездетными, потому что Господь призвал их к другому подвигу, к иному служению. Возможно, те, кому Бог не даёт детей, должны искать себя в сферах, где можно послужить обществу, народу, государству. Обременённые семьёй всегда пекутся о ней, их заботы в первую очередь будут о детях. Когда же человек свободен от этого, у него есть возможность служить другим с максимальной отдачей. Например, епископом может быть только человек монашествующий, потому что семейный не сможет всецело заботиться о своей епархии, но будет думать о семье.

Церковь относится к бездетным бракам так же, как и к бракам с детьми, никого не ставит выше или ниже. Мы живём не во времена Ветхого Завета, когда те, кто не имел продолжения рода, были унижены перед обществом. У нас, христиан, духовное родство. Супруги, дожившие до определённой точки духовной зрелости, могут стать монашествующими, принять постриг и достичь духовных высот как молитвенники, служители Церкви.

Думаю, каждый случай бездетности нужно рассматривать отдельно. Почему так произошло? Может, имела место ошибка молодости, в результате которой женщина стала бездетной, и её ситуация важна для назидания других? Так тоже бывает, но не нужно отчаиваться! Случалось, что таких, долго терпевших, осознавших свою ошибку, покаявшихся истово и искренне, Господь награждал за терпение детьми. Бывали случаи, когда бездетная женщина начинала трудиться в храме со смирением - и со временем становилась мамой. Сложно сказать, совпадение это или чудо.

Бывает, что женщины лёгкого поведения рожают без проблем и бросают ребёнка, а мама, которая хочет лелеять малыша, сталкивается с невероятными трудностями во время вынашивания, или её беременность прерывается. Почему так? - Господь даёт нам таких детей, чтобы в людях не умерло милосердие. В противоположном случае общество закоснело бы в эгоизме. Часто говорят: «зачем плодить нищету», «вы не сможете его выкормить». Это не аргумент: сейчас множество семей готовы брать брошенных детей, воспитывать их. Благодаря нашему владыке Митрофану, в каждом городе епархии священники ходят в абортарии, беседуют с женщинами, просят, чтобы они сохранили жизнь малышам, и помогают решать их житейские проблемы.

Церковь никого не осуждает. Даже если люди не хотят иметь детей, мы должны молиться о том, чтобы они изменили свой выбор. Можно подсказать, поговорить. Если нет возможности подсказать (некоторые нас не хотят даже слушать) - стараться, чтобы от нашего православного общества они могли взять хорошее. Надо показать, что мы друг друга поддерживаем, всем помогаем, ни от кого не отказываемся, никого не бросаем. Церковь - это организм, которому болезни и желания других людей не чужды. Мы можем понять, принять, помочь и поддержать - если требующееся от нас не расходится с учением Церкви и заповедями Божьими.

Записала Екатерина Щербакова

Многие супружеские пары не могут стать родителями. Как следует относиться к бездетности, если Бог послал это испытание?

Если нет детей, надо подарить счастье ребенку,
который предан собственными родителями

:

– Есть достаточно распространенная точка зрения, что единственным смыслом христианского брака является деторождение. Однако мы не можем сказать, что весь смысл христианского брака исчерпывается исполнением этого Божьего благословения, которым является рождение детей. Если бы это было так, то непонятно, зачем супругам жить вместе, когда дети уже выросли. Но было бы и также непонятно, зачем Бог дает любовь между мужем и женой, у которых нет детей.

Брак и является таким «местом», где человек научается любви

Подобный прямолинейный взгляд, конечно, не исчерпывает то, что в браке может найти человек. Если все-таки попытаться найти наиболее распространенное определение брака у святых отцов, то это будет сочетание двух слов: «школа любви». Поскольку Царство Божие есть царство любви, то Господь готовит людей на Земле к этому царству, словно в школе, для будущей подлинной взрослой жизни на Небесах. Брак и является таким «местом», где человек научается любви.

Из Священного Писания мы знаем, что в будущем не будет ни надежды, ни веры: в них не будет смысла, потому что все исполнится. А любовь пребывает вовек. Может, форма этой любви будет другою. В Царстве Божием вообще все будет по-другому, но нам это не открыто. Однако самое светлое и прекрасное, что есть на Земле, – это любовь, причем в любых ее формах: супружеской, родительской, братской и т.д., – и она, конечно, останется.

А иначе то место, где этого не будет, в меня вселяет просто ужас. Я любил супругу всю свою жизнь, через нее мне открылось, что такое любовь Божия. Я хранил эту любовь, берег ее, был счастлив этим. И вдруг я приду к Источнику любви Иисусу Христу, и Он скажет мне больше не видеть этого человека?

Поэтому, конечно, смысл брака не может быть исчерпан деторождением. Деторождение помогает взрастить и познать любовь во всех ее проявлениях. Разные грани жизни семьи помогают человеку постичь с разных сторон, что есть любовь как самое высшее проявление Богоподобия в человеческой жизни.

И если так понимать брак, то семья, у которой нет детей, – это семья, несущая тяжкий крест, но все равно это семья. Все равно это малая Церковь. А что такое малая Церковь? Это Христос, который объединил вокруг себя людей, которые любят Его и друг друга. Поэтому мы и называем семью малой Церковью. Храм где-нибудь на вершине Афона, где служит один иеромонах и поет один послушник, ничуть не меньше храма, в котором молятся две тысячи людей. И таинства там точно так же совершаются, и Христос там пребывает. В этой семье 10 детей, в этой 5, а в этой детей нет, хотя эти люди хотели бы иметь детей. Но у них это не получилось, им этого не дано Божиим Промыслом. Но от этого малая Церковь не перестала быть малой Церковью.

Что с этим можно сделать? Во-первых, можно усыновить ребенка. Это требует труда, это некоторый риск, но сейчас это возможно. Однако мне кажется, что это не больший риск, чем рождение собственного ребенка. Сколько я знаю семей, где собственный ребенок стал источником очень большого горя для своих родителей, но они продолжают его любить. Между прочим, каждый человек – это, наверно, тоже источник скорби для Бога. Хотя Бог не скорбит, конечно, но можно так выразиться. Каждый человек предает своего Небесного Родителя и возвращается к Нему лишь как блудный сын.

Да, есть неизвестная приемным родителям наследственность ребенка. Но сколько примеров того, когда ребенок узнает, что родители не являются ему родными, переживает внутренний кризис, но потом возвращается к ним с еще большей любовью и нежностью. Потому что понимает, какой подвиг они по отношению к нему совершили, подарив ему ту любовь, которой его лишили родные мама и папа.

Поэтому, мне кажется, если нет детей, то надо подарить счастье ребенку, который предан собственными родителями. Который был лишен самого главного дара, с которого человек должен начинать свою жизнь, – дара родительской любви. Мы часто видим, что дети из детских домов, даже накормленные и одетые, даже получившие квартиры, не могут построить семью и устроиться на работу и что они скатываются на социальное дно. Это происходит потому, что у них нет опыта семьи как опыта любви. А этот опыт и должен рождать у ребенка весь остальной жизненный опыт, все прочие жизненные навыки.

Рождение детей не спасает само по себе

:

Каждая пара должна найти решение, угодное Богу, а не навеянное собственными мечтами

– Нам трудно узнать, Бог ли послал такое испытание. Скажем лучше, что нас постигло испытание по воле Божией. Волос с головы не падает без Его воли. Значит ли это, что мы должны ничего не предпринимать, а только терпеть и молиться? У меня заболел зуб: надо к врачу идти или священномученику Антипе молиться? Ясно, что и то и другое. Так и здесь: и молиться надо, и к врачам обратиться, чтобы попытаться установить причину и попытаться вылечиться. В основах социальной концепции нашей РПЦ упоминаются допустимые так называемые вспомогательные репродуктивные технологии, которые не связаны с уничтожением эмбрионов, то есть убийством, хотя все последствия таких методов еще неизвестны и отношение к ним осторожное. К тому же это стоит денег, и немалых, а они далеко не у всех есть.

Можно взять приемного ребенка. Каждая супружеская пара должна сама найти решение, угодное Богу и основанное на вере, а не навеянное собственными мечтами. Вера в Бога – это не самовнушение и концентрация воли, чтобы не допускать колебаний и сомнений и думать, что в этом случае Господь непременно выполнит наше желание. Вера в Бога и вера в себя – совсем разные вещи. Вера в себя и желание ее развить толкает человека на дерзкие и порой неразумные поступки: люди, рискуя жизнью, залезают на вышки и неприступные скалы и прыгают с них, летая как птицы, плавают с касатками и обнимаются с крокодилами и львами. Просто удивительно, как это сходит им с рук (до поры) и вызывает всеобщее восхищение. Верующий в Бога в повседневной жизни часто может казаться нерешительным. Он боится шаг шагнуть, чтоб не согрешить, и он, в общем, не герой нашего времени. Но, стараясь быть верным в малом и жить по заповедям Божиим, он растит в себе веру, становится ближе к Богу и все яснее различает Его волю.

Рождение детей не спасает само по себе и не является целью семьи

Как же быть, если человек чувствует, что нет воли Божией на то, чтоб иметь детей, как с этим смириться?

Главное в семье – это любовь. Бездетность может стать трагедией, если один супруг станет упрекать в этом другого. Но любящий человек никогда не сделает намека, не допустит бестактности, которая может задеть и причинить страдание любимому. К сожалению, часто бывает наоборот, в ссоре наносят друг другу самые болезненные удары. Страстное желание детей может восприниматься как упрек, вызывая у второй половины чувство вины и желание оправдаться, и всё это от недостатка любви и доверия друг к другу. Бездетным парам иногда кажется, что без детей нет счастья в жизни.

Дай Бог нам всем, бездетным и многодетным, смиренно нести свой крест и не искать другого

Конечно, дети дают нам ни с чем не сравнимую радость, любовь к ним раскрывает мужу и жене их лучшие стороны, развивает чувство долга, ответственности, самоотречения. Юные или, наоборот, закоренелые эгоисты научаются думать не только о себе, а любя своих детей – любить и уважать друг друга. Но рождение детей не спасает само по себе и не является целью семьи. Цель у каждой души одна – Христос, сказавший «враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36) и «кто любит... жену или детей больше Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37).

Только в Лице Христа – разрешение всех наших временных проблем, как личных, так и семейных и общественных, и вечное счастье и блаженство. Семья и дети просто помогают нам познать свой эгоизм и раскаяться в нем.

Дай Бог нам всем, семейным и одиноким, бездетным и многодетным, смиренно нести свой крест и не искать другого.

Бездетность – не безысходность, а испытание веры

:

– Начнем с того, что бездетность, за редким исключением, – это, скорее, вопрос испытания веры, нежели безысходная данность. Достаточно вспомнить примеры великих святых: Авраама и Сарры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Многие годы веры, терпения, смирения и любви принесли им, наконец, благословенные плоды. И если кто-нибудь скажет, что это были особенные, исключительные люди и случаи, то мы ответим вместе с апостолом Иаковом, что, напротив, и эти святые были «люди подобные нам», но «молитвою помолились», и Господь послал им просимое (ср. Иак. 5, 17). Только за этими простыми словами: «молитвою помолились» – стоит целая жизнь, исполненная доверия Богу, смирения, терпения и любви. И их пример, несомненно, должен быть примером для подражания именно в их ревности и постоянстве.

Так что без преувеличения можно сказать, что бесплодие супругов – это в первую очередь повод для проявления веры, усиленной молитвы, долготерпения, смирения и любви к Богу и друг ко другу. И когда такое христианское отношение к факту бесплодия, в конце концов, увенчается даром деторождения – оно бывает тем более радостным, что величие этого дара бывает оценено вполне, благодаря его крайней желанности. Даже понятие такое есть в народе: вымоленный ребенок. Мы знаем множество таких семей, где после долгих лет, казалось бы, «клинического» бесплодия в конце концов появлялось на свет долгожданное дитя, а за ним в некоторых случаях рождались и другие дети, на радость и утешение еще недавно пребывавшим в скорби супругам. Что же это, как не очевидный знак того, что Господь слышит наши молитвы, и если медлит с ответом, то только для того, чтобы мы укрепились в вере, терпении и любви?!

Но бывает и так, что бесплодные пары Господь подводит к тому, чтобы они проявили свою любовь и милосердие, усыновляя и воспитывая тех детей, которые в силу тех или иных причин остались сиротами. И такой выход из ситуации бесплодия – это выход тоже, несомненно, христианский, с тем только условием, что супруги достойно понесут крест своего «приемного» родительства. Говорим об этом с учетом всех тех опасностей и вероятностей, которые таит в себе усыновление ребенка, рожденного от неизвестных родителей. А это может быть крест тяжелый, потому что мы знаем, что существует не только физическая наследственность, в результате которой у ребенка могут со временем открыться те или иные тяжкие заболевания, но это может быть также и наследственность «душевная». Словом, усыновление – это в высшей степени ответственный поступок и шаг. Но при условии отношения к нему как к крестоношению – семейная пара, несомненно, может приобрести великую духовную пользу и достичь Царствия Небесного, следуя за Христом.

Наконец, возможен и третий вариант, когда пара так и остается бездетной навсегда. И в этом тоже может быть особенный Промысл Божий, научающий смирению, терпению и вере не благодаря, а вопреки обстоятельствам жизни. То есть бездетные супруги могут свою заботу, внимание и любовь обратить на воспитание своих близких родственников, например, племянников и племянниц. Или более самоотверженно, чем люди, имеющие собственных детей, посвятить себя служению ближним, особенно тем, кто страдает больше других и нуждается в сугубой заботе. И мы тоже знаем немало примеров такого доброго и постоянного служения одиноких супругов.

Словом, поприще для приложения сил и веры, терпения и любви всегда присутствует в жизни христианина вообще и православных супругов в частности. А вот как совершить свой выбор, чтобы не ошибиться: ждать с молитвой появления первенца, усыновлять или больше внимания уделять нуждающимся – это супругам может подсказать только Дух Святой в тайниках их боголюбивого сердца. И для того, чтобы этот ответ состоялся, чтобы он был услышан, можно сказать без сомнения, что должна присутствовать усиленная молитва, молитва не столько уст, сколько сердца, когда супруги носят эту сокровенную молитву в себе, как непрестающее чаяние, как непрестанный вопрос, обращенный к Богу. На такой вопрос Господь обязательно найдёт возможность ответить, и именно так, чтобы этот ответ был услышан.

Подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью

:

– Бездетность для христианской семьи не означает какого-либо проклятия, отвержения или наказания. Это один из путей ко спасению, по которому Бог ведет конкретную семью.

Приходилось видеть прекрасные супружеские пары, которые так и остались бездетными. Они спасались тесным сердечным единством друг с другом, не грызлись и не обвиняли один другого: «Это ты во всем виноват (виновата), что мы без детей», но преодолевали испытание вместе. Когда сердце наполнено добром, чистотой и любовью, то вся жизнь согревается, уходят тоска, чувство одиночества и сиротливости. То есть подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью. Любовь помогает правильно принять ниспосланные испытания, а если нет любви, то и рождение детей не поможет сохранить семью.

Если нет любви, то и рождение детей не поможет сохранить семью

Некоторые находят весьма мудрое решение – усыновляют брошенных деток. Таким образом они обретают чад, а чада обретают родителей, и в этом осуществляется удивительный Промысл Божий, потому что каждый находит искомое. Самое главное – чтобы сердце не было замкнуто на себе, чтобы оно готово было свою любовь излить на принятого ребенка. Пусть он рожден не от тебя, но ведь не всегда кровное родство само по себе делает людей близкими друг другу. Близость определяется тем, насколько ты сам готов вместить в свое сердце еще кого-либо.

Бездетность подается как крест, который приходится нести, порой даже не понимая, за что и почему он дан. И не нужно понимать, пытаться объяснить всё рационально. Иначе мы будем думать, что бездетность дана человеку за какие-то его грехи, но мудрость Божия Промысла непостижима для наших слабых умов. Нужно просто терпеливо нести данный крест, вверяя себя и свою жизнь, свое здоровье в руки Божии.

Если что-то возможно по-человечески сделать, надо делать: поправлять здоровье, учитывать рекомендации врачей. Лишь бы это не таило за собой греха, внутреннего лукавства, попытки обмануть себя и Бога, когда, например, идут на суррогатное материнство или на ЭКО, заведомо предполагая выборочное отношение к заготовленным эмбрионам и убийство некоторых из них.

Рождение ребенка – Божий дар. Если семье не даются дети, то это особый повод вспомнить Того, в Чьих руках рождение и жизнь, телесное благополучие и вечное спасение души. Прежде всего, стоит всем сердцем обращаться к Богу. Мы ведь все знаем, что во многих семьях, считавшихся бездетными, ребенок был буквально вымолен.

Случается и так, что человек молится и выпрашивает себе детей, употребляет всевозможные средства, дабы во что бы то ни стало родить. Он получает просимое. Но потом оказывается, что это – крест для него тяжкий, малоподъемный. Человек ропщет и унывает, а дети страдают. То есть и в самой молитве стоит сказать: «Да будет воля Твоя».

Все, что нам ниспосылается в жизни, имеет духовный смысл. И без жизненных испытаний или скорбей не обойтись. Поэтому каждый несет свой крест – кто болезни, кто неурядицы в семье, кто неудачи на работе, а кто-то бездетность. Но благодаря этому кресту мы и можем быть со Христом, обрести вечное спасение.

Святые праведные Иоаким и Анна жили столь добродетельной, смиренной и богоугодной жизнью, что Господь сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предызбранной Божьей Матери. Однако святая Анна долгое время была бесплодна, и супруги до глубокой старости скорбели и плакали, что у них нет детей.

Израильтянами многочисленное потомство воспринималось как высшее счастье и благословение Божие еще и потому, что они надеялись обрести обетованное Богом «Семя жены» – Мессию. Вот поэтому бесчадие считалось у евреев позором – тяжким несчастьем и наказанием Божиим за грехи. И на людей, не имеющих детей, смотрели как на великих грешников.

Насмешки и презрение приходилось сносить святым праведным Иоакиму и Анне, но они никогда не роптали, а неустанно молились Богу, смиренно уповая на Его волю. И через 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий.

О том, как современными христианами воспринимается бездетность, и что нужно делать, чтобы Господь сотворил чудо, – протоиерей Георгий Гуляев, клирик Свято-Духовского кафедрального собора (г. Херсон).

Нужно просто доверять Богу

– Тот, кто рассуждает, что бездетность – это наказание Божие, наверное, забывает библейские истории Рождества Божией Матери и Рождества Иоанна Крестителя. Святых праведных Иоакима и Анну, святого пророка Захарию и святую праведную Елисавету Церковь почитает не только как родственников столь важных для спасения человечества людей, но и как святых, стяжавших добродетель терпения.

Сколько упреков, поношений, оскорблений и непонимания претерпели они со стороны своих современников. Потому что большинство людей Ветхого Завета мыслили прямолинейно, рассуждая простыми категориями: раз дети – это хорошо, то тот, кто не имеет детей, – грешники, которым послано наказание Господне. И, как обычно, осуждающий берет на себя роль Бога. Не ведая причин, по которым Господь тому или иному человеку благословил определенный жизненный подвиг и крест, этот человек выносит свои скоропалительные суждения.

Думаю, что для каждого из нас у Господа есть свой путь, который Он уготовил для спасения. И мой опыт общения с семьями, у которых нет деток, подсказывает, что в каждом случае это своя история.

Вот, к примеру, есть одна донецкая семья, с которой мы вместе ездили в паломничество, потом я их повенчал, но детей у них долгое время не было. И только когда началась война на Донбассе, у них самым естественным образом была зачата и родилась замечательная девочка, которую я покрестил. Хотя до этого они прибегали к разным медицинским методам, но ничего не получалось.

Но кроме радостных случаев, есть и такие семьи, которые я сопровождаю, наставляю и подкрепляю, а деток у них нет, хотя супруги живут в браке уже много лет. У них своя история и свой подвиг.

Реакция верующего человека

– В Псалтири неоднократно встречаются слова о том, что «на земле грешных род прекратится». Как относиться современным христианам к таким утверждениям Ветхого Завета?

– Скорее, нужно относиться к этому как к предупреждению. Потому что мы знаем, что в Священном Писании часто приводится отношение к детям с целью обращения к естественным человеческим чувствам заботы и любви.

«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). И если даже у язычников отношение к детям считается добрым и хорошим, то и в этом присутствует педагогическая мера, не то чтобы устрашения, а вразумления тех людей, которые творят грех. Это памятка о том, как нужно себя вести, чтобы Господь не вразумлял.

Но уже совершившийся акт отсутствия детей не стоит толковать прямолинейно – что это и есть наказание за грехи. Тогда мы снова отходим в категоричные ветхозаветные рассуждения, о которых я уже сказал.

– Тем не менее, наши современники относятся к супругам, которые не обзаводятся потомством, как к тем, кто не оправдывает определенных ожиданий. «Вы уже три года женаты, а детей еще нет». И это несмотря на то, что в обществе популярны идеи планирования рождаемости и т.п. Многие воспринимают так: если нет детей, значит, в этой семье не все в порядке. Как реагировать на это бездетным парам?

– Это очень деликатная тема. В ней есть медицинский аспект, который постоянно озвучивается врачами: половое воспитание, культура общения между людьми, вредные привычки – все это, в любом случае, влияет на репродуктивные функции.

А есть и часть, связанная с экологической ситуацией, с наследственностью, мутациями, когда страдает способность давать потомство и у женщины, и у мужчины. Знаете, у нас в обществе вообще отношение к тем, кто на нас не похож, достаточно болезненное. Есть некий стереотип, сколько должно быть детей. Нет детей – плохо и не как у всех, а много рожают – тоже непонятно, «зачем нищету плодить?!».

Но окружающие иногда могут побудить нас и к чему-то хорошему. В данном случае, возможно, супругам, не имеющим детей, нужно обратить внимание на свое физическое здоровье, пройти обследование. Может, они просто не обращали внимания на этот вопрос и думали, что у них все хорошо.

Также нужно внимательно посмотреть на свое здоровье духовное. Потому что человек считает, что он благополучен и благословен Господом, а потом – раз, что-то случилось, и он уже думает: почему Господь такое попустил. И оказывается, что не так уж и здорово у него в душе, и приоритеты разные человек выставляет в своей жизни.

Понятно, что не нужно ругаться и ссориться с любопытными. И пример нужно брать с той же праведной Анны – ведь она испытывала это осуждение, но вряд ли она с кем-то ругалась. Она страдала и молилась. И это была реакция верующего человека на то, что происходит. Мы не можем понять механизма действия молитвы, но, наверное, сердце наше должно быть готово, чтобы принять это Божие благословение.

Это нужно делать

– К каким средствам можно прибегать верующим людям, если они бесплодны?

– Мы иногда противопоставляем дух и тело, а это заблуждение, на самом деле. С христианской точки зрения тело – это храм живущего в нем Святого Духа. И о нем тоже нужно заботиться. Поэтому я часто останавливаю прихожан, которые берутся исключительно за духовные средства, когда кроме молитвы больше ничего не считают нужным делать. Ведь нужно и обследование провести, и обратиться к помощи медиков. Если есть возможность лечить тело, это нужно делать. И в этом тоже есть некое смирение, которое проявляет человек.

Понятно, что случай со святыми и праведными Иоакимом и Анной, Захарией и Елизаветой – уникальный по тому, кто родился от этих некогда бездетных пожилых пар. Но я верю, что молитва к этим святым укрепит современные благочестивые пары принять волю Божию. И тогда Господь сотворит чудо.

"Зачатие и рождение совершаются

не без Промысла Божия; то и другое

есть Божие дело, Божий дар"

Святитель Филарет,

митрополит Московский (1783-1867)

В редакцию сайта "Православие и мир" пришло письмо от бездетной супружеской пары, с недавних пор проживающей в Германии.

"Мы женаты 6 лет. Воцерковлены и регулярно причащаемся. Не имеем детей. Посещаем сайт, в том числе и ваш. Но читая статьи с заголовком типа" Ребенок – это благословление Божье", впадаем в уныние. Ведь начинаешь думать: Бог не благословил наш брак, значит мы законченные грешники и не достойны иметь детей и т.д. Да ведь так и до атеизма недалеко!

Например, если бесплодный человек читает, что дитя – есть благословление Божье, то он сразу же примеряет ситуацию на себя и думает: "Значит, Бог меня не благословляет, значит, я грешник, не достоин, плохой". И отсюда без особых усилий делает вывод – я не спасусь!

Или же читает бесплодная женщина статью, в которой говорится, что "женщина спасается чадородием", и думает: мне спасения нет, потому что не могу родить это чадо! По крайней мере, она так думает. Возможно, к высказыванию "женщина спасается чадородием" нужно было бы добавить – если она не бесплодна? Но бесплодная женщина зациклена на самой себе и порою не способна "домыслить" эту истину.

Если принимать во внимание ситуацию, где бесплоден мужчина (я имею в виду православные семьи), то нужно заметить, что часто женщина страдает не меньше мужа, потому, что считает, что Бог дал ей бесплодного мужа в наказание ей и что это именно она не достойна (близкая нам ситуация). А потом начинается мыслительная деятельность, уже далёкая от Православия. Как-то: "Почему Бог даёт детей женщинам легкого поведения, алкоголикам, наркоманкам? Почему Он допускает, чтобы их абортировали, выкидывали новорожденных в мусорку? (частое явление для Германии!!!) Парадокс, но в благополучной стране некоторые молодые девушки не гнушаются убийством собственного дитя.

Насчёт усыновления. Для нас, жителей Германии, это очень непростая задача. Мы уже хотели это сделать, но я выяснил, что усыновить в Германии нам не дадут, по многим причинам. В первую очередь – из-за низкого дохода. Необходимо, чтобы доход составлял не менее 3 тыс. евро месяц. Мы немного не добираем.

А что касается усыновления за рубежом, т.е. в России или, скажем, на Украине, то в законодательстве обеих стран есть пункт статьи, который говорит, что усыновлёнными иностранными усыновителями могут быть дети, к которым в течение минимум года не проявили интерес "свои" усыновители, т.е. россияне или украинцы. На практике это означает, что по закону мы можем взять только больного ребёнка. А взятки давать – грех. Вот такая у нас весёлая жизнь".

Мы попросили прокомментировать это письмо протоиерея Валентина Уляхина , преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирика Троицкого храма в Вишняковском переулке:

В Ветхом Завете мы можем найти примеры, которые свидетельствуют о том, что многие персонажи страдали от бездетности. Но они, тем не менее, служат нам образцами единства воли, любви, верности в браке. Мы знаем из Священного Евангелия, например, что апостол Петр был женат, ведь у него была теща. Хотя в его семье детей не было, апостол Павел отнюдь не проклинал свою судьбу за то, что был бездетным. Всю свою жизнь он был ревнителем закона и жил по законам Моисея.

Священник, снимая венец жениха, говорит: "Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия". И когда священник снимает венец с невесты, то он говорит такие слова: "И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревека…"

Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и ее бездетность не считалась отчужденностью от Бога. Мы знаем, что у величайших русских святых Петра и Февронии Муромских была именно такая жизнь – жизнь одного человека, и они даже скончались почти одновременно, их мощи лежат в одном гробе. Детей у них не было. Неужели в этом проявилась какая-то худосочность в отношении Царства Небесного или в отношении Божьего произволения? Нет, конечно. Главное то, что они вошли в Царствие Небесное.

Раньше я любил читать катехизисы. В 80–е годы я брал их у бабушек и дедушек и зачитывался, ведь тогда в атеистических магазинах было невозможно достать литературу, связанную с христианством. Меня всегда поражала мысль, которая подчеркивалась в любом катехизисе: что цель православного брака – это еще и спасение и взаимоподдержка мужа и жены. Господь соединяет души, чтобы муж и жена стали одним человеком и взаимодополняли друг друга: в духовном, душевном и материальном смыслах. У мужа и жены могут быть абсолютно разные характеры, но когда эти противоположности складываются как в символе, то образуется статуэтка, они составляют одного человека, который должен спастись.

И более того, в поздних катехизисах говорилось о том, что цель брака это – взаимоподдержка для достижения Царствия Небесного. А рождение и воспитание детей существенно, но никто нигде не говорит, что если Господь не дал детей – это закрытвает путь ко спасению.

В молитвах в таинстве венчания и обручения сравнительно мало, если соотнести с другими темами, затрагивается тема деторождения и испрашивается благословение на деторождение, но само деторождение становится как бы подчиненным той главной цели, которая призывается брачующимися молодоженами, эта цель – ищите прежде Царства Божия, Царства внутри вас. Царство Божие, как пишет апостол Павел, есть не пища и питие, а правда, мир и радость во Святом Духе.

Каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в детях продолжение себя. А как же супругам в бесплодных браках "продлеваться" в будущее?

Человек всегда хочет иметь свои корни и свое продолжение. Мы говорим о наших предках или о наших потомках с точки зрения Церкви, с точки зрения Царства вечности. В Церкви все едины: усопшие и ныне здравствующие, и те, кто еще родится. От жизни супругов, от их личного креста зависит будущее тех, кто будет жить после нас. Мы закладываем это будущее как кирпичик в основание дома, в основание Церкви. Апостол Павел говорит, что на основании жизни мучеников, на основании жизни преподобных, святых строится Церковь, а краеугольным камнем является Христос.

А что такое краеугольный камень? Это не тот камень, который лежит в фундаменте. Фундамент апостольский – это святые, мученики, а краеугольный камень – это замковый камень, который держит весь свод от вершины, от потолка до пола. Этот камень держит весь храм в единстве. Так вот бездетные пары могут рассматривать свою жизнь с точки зрения сопричастности мученической и Кресту Господню.

Без мучеников российских не была бы возможна современная Церковь, ее преображение и восстановление, обновление и воссоединение. В жизни каждого человека все промыслительно для блага общей Церкви. Жизнь православных людей никогда не кончается жизнью одного какого-то поколения, одних каких-то людей. Их жизнь простирается на все: на будущее и на вечность.

- Стоит ли смиряться с бездетностью или просить у Господа детей?

А у Матери Божией сколько детей? Она духовно рождает и принимает всех нас в Таинстве Крещения. Становится Матерью всем нам. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божией. Почему мы должны сомневаться, что в бездетном браке по молитвам Матери Божией будут дети?

Немало бывает случаев, когда супругов посещает милость Божия уже во второй половине жизненного пути или в преклонных годах. Они получают от Бога детей и молитвами Богородицы жена становится матерью. Это все очень реально. Не нужно сомневаться, надо просто верить, что наше положение соответствует плану нашего спасения, который творит Сам Господь. Мы, не имея детей, принимаем особую миссию в этом мире. И наша миссия благодатна, не менее, чем в той семье, которая имеет много детей, и где постоянно рождаются все новые и новые дети.

Скажите, пожалуйста, а стоит ли прибегать к традиционным или нетрадиционным методам, способствующим зачатию?

Мы никогда не должны отвергать медицину. Медицина – наша помощница. Врач тот, кто несет нам жизнь, кто трудится во славу Божию и дарует нам возможность избавиться от тех недугов, от бездетности в том числе, которые попустил Господь. Медицина располагает многими средствами, которые помогают деторождению. Только опять же, надо самому изучать этот вопрос, стараться как-то среди многообразия найти то, что необходимо и что может помочь.

Например, есть в традиции греческой Церкви выращивать в недрах монастыря святые виноградные лозы. По приданию виноград помогает зачатию. В медицине все средства хороши, их необходимо использовать и применять, если только они связаны с помощью, а не с мошенничеством.

"Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача… не отступаемся от упования на Бога" Святитель Василий Великий (330-379).

"В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу". Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Часть 2. Бездетность – дар Божий

"Две цели, для которых установлен брак:

чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами;

но главнейшая из этих двух целей – целомудрие".

Святитель Иоанн Златоуст († 407)

– В бездетности есть свои плюсы?

– Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.

Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.

Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица

И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.

А дети – условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить – разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?

Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.

Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.

– Иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?

– Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом – это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это – благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него...

Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытанная как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.

Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, "забывая заднее, простираться только в переднее", памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.

Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие – это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: "Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?"

В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. "Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного". Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.

О родительском долге

– Обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?

– Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.

Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.

Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.

Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: "Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам", насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.

Во всяком случае, отсутствие детей – это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к "соработничеству" с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.

– Очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.

– Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.

Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.

А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.

Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.

В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.

После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.

Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога

Для большинства семей рождение ребёнка - это желанное счастье, но, к сожалению, не всегда возможное. И, невзирая на медицинские показания, многие склонны считать бездетность еще и чем-то вроде наказания от Бога.

«Народ Божий»

Для людей ветхозаветных времён, как и вообще для древних племен, «многочадие» было величайшим благословением. Населить земли, максимально умножив свой род, было главной задачей в те времена, когда смерть от войн и болезней забирала детей ещё в младенчестве.

Потому многие праведники Ветхого завета имели по несколько жён – верный Богу израильский народ был обязан продолжить род и населить землю. К тому же, он всю ветхозаветную историю ожидал рождения Мессии, и потому, бесплодные супруги воспринимались как отверженные Богом изгои общества, не причастные грядущей «славе Израиля».

Такими «изгоями» были будущие родители Богородицы, Иоаким и Анна, и родители Иоанна Крестителя – Захария и Елизавета. Они были праведниками, но долгое время не имели детей, о чём сокрушались и долго молились, обещая посвятить своих детей Богу. Однако, парадокс промыслительной Божьей любви проявился в том, что именно у них, по логике иудейского общества, отверженных «неплодных» супругов, родились величайшие личности новозаветной истории.

В Новом завете люди получили «новое рождение» - «в Духе и истине». Обетование исполнилось, Христос изменил сам тип отношений Бога с человеком. Евангелие стало распространяться по миру, умножая таким образом «народ Божий» - уже не в национально-родовом смысле, а в духовном.

Бездетность для христиан перестала быть клеймом, ибо продолжение своего рода на земле перестало быть главной целью «нового человека». Теперь он был призван к вечности, и смыслом жизни для него стало стяжание любви и благодати.

Не наказание, а Промысел

В христианстве брак, прежде всего, союз двух любящих друг друга и Бога людей. И конечно, общий ребёнок – это чудо и величайшее выражение этой любви. Испытать это ощущение хочется многим, и часто невозможность стать родителем приводит людей в отчаяние.

Наверное, в этот момент очень важно вспомнить, что существует такое понятие как Промысел Божий. Очень часто лишь оглядываясь назад мы способны понять, что на самом деле хотел от нас Господь, от чего Он нас уберёг, а что подарил, вопреки ожиданиям.

Бывает, что события жизни, казавшиеся человеку непреодолимыми трудностями и незаслуженным наказанием, оборачиваются для него удивительным опытом, в котором ему является любовь и забота Божия.

Невозможно понять намерения Бога, но можно попытаться Ему довериться. Попытаться спросить не Его - «за что», а себя - «для чего». Возможно, лишая человека радости родительства, Бог пытается вывести его на какой-то новый уровень самопознания, открыть ему иной способ реализации себя в мире.

Возможно, призывает к тому, чтобы стать любящей семьёй для брошенного ребенка. А может быть, Он, видя человеческую душу, даёт понять, что при всём желании, люди ещё не готовы стать родителями, и им надо поработать над собой, сблизиться сильнее и укрепиться духовно.

Часто вполне понятные желания, заглушают в нас здравый смысл и способность прислушиваться с Богу. Если вспомнить историю, то можно увидеть, например, какие последствия подчас имело страстное желание вопреки всему иметь наследника. Василий III, насильно отправивший бесплодную (как он утверждал) жену Соломонию в монастырь, попирая каноны, при живой супруге вторично обвенчался с Еленой Глинской, а долгожданным плодом этого союза оказался очень противоречивый русский царь – Иван Грозный.

В семье последнего императора России также долго не было наследника – было лишь четыре дочери, но царственная чета прилагала все мыслимые усилия. В итоге на свет появился несчастный Алексей, наследовавший вместо обширной империи гемофилию и тяжкую судьбу рода Романовых.